При упоминании "Чарджера" воображение рисует типичного представителя автокультуры "мускулкаров": большой мотор с V-образным расположением цилиндров, задний привод и две двери (хотя в современном формате это седан с четырьмя дверями). Однако в истории Dodge Charger есть уникальная страничка, вообще не похожая на остальные.
Каким был Charger к концу 1970-х?
К тому времени модель развивалась стремительно: если первое поколение увидело свет в 1966-м, то уже к 1975 году было готово четвертое! Генерации менялись со скоростью света: два-три года – и следующая, причем речь шла не только о косметических изменениях.
А какова была внешность! Запоминающийся профиль машин второго и третьих поколений характерными формами напоминал стеклянную бутылку Coca-Cola. Вдобавок машина второго поколения R/T-версии засветилась в культовой погоне из фильма "Буллит" 1968 года, чем только добавила себе фанатов. Ни слова от актеров – "говорят" моторы на улицах Сан-Франциско:
Однако четвертая генерация Charger получилась совсем другой и внешне, и по философии. Формы кузова снова "оквадратились", что не устроило команды NASCAR, которым для гонок пришлось использовать модель прошлого поколения. А главное – изменился характер машины: в Dodge решили, что вместо быстрых автомобилей нужно продавать люксовые. Никаких спецверсий типа Daytona, моторы которых развивали до 425 л.с., – максимум 6.5 V8 на 240 сил.
Без политики и экономики никак, все максимально взаимосвязано: нефтяной кризис 1973 года, нехватка топлива на заправках, новые строгие нормы экономичности, финансовые проблемы у американских автомобильных гигантов. Естественно, что весь этот процесс, пускай и не сразу, но затронул Charger. Корпорация Chrysler к концу 1970-х находилась далеко не в лучшем положении, быстрые и прожорливые "монстры" уже вышли из моды, что-то нужно было срочно предпринимать. В 1978-м, казалось бы, славная история модели Charger закончилась...
Здесь стоит сделать ремарку: "следы" Charger еще можно было найти в линейке Dodge, но уже под названием Magnum. Эту модель позиционировали как премиум-машину, на конвейере она продержалась два года: 1978-й (внахлест с последними Charger) и 1979-й. Канадская сборка, "биг-блок" моторы от 5.2 V8 до 6.6 V8 – так сказать, остатки былой роскоши. За два года было собрано больше 73 тысяч экземпляров, а затем Magnum уехал покорять Латинскую Америку: в Бразилии и Мексике у модели своя история со своими поколениями. В более глобальном понимании Dodge вспомнил о названии Magnum уже в нулевые, когда представил мощный универсал, который редко, но можно встретить даже на белорусской "вторичке".
Каким Charger "переродился" в 1980-х?
А что же Charger? Это название снова вынырнет из пучины спустя пару лет, но вряд ли этой страничкой истории сильно гордятся в компании Dodge. На стыке 1970-1980-х руководство корпорации было в первую очередь озадачено созданием более простых и небольших по размеру машин, которые вернут им покупателей и смогут соперничать с автомобилями из Европы и Японии. "Герой" этого текста вырос на "крайслеровской" платформе L – на ней же базируются такие "мастодонты" авторынка, как Simca 1100 или Dodge Omni. На последнем остановимся подробнее.
Omni в отличие от старых Charger был явным семейным авто – недорогим и небольшим переднеприводным хэтчбеком, что-то вроде Honda Civic или VW Golf. Кстати, без немцев и тут не обошлось – в череде моторов, которые оказались под капотом Omni, был в том числе фольксвагеновский 1.7 EA827, а самым "большим" двигателем в гамме был 2.2 крайслеровской разработки.
Параллельно с Omni на рынок вышла и Omni 024 – якобы "оспортивленная" версия, которая формально отличалась лишь трехдверным кузовом под фастбек. Никакого духа гонок и ревущих V-образных моторов в ней не было – для версии 024 предлагались те же двигатели и коробки, что и для хэтчбека Omni. "Ноль двадцать четвертая" успела даже завести "близнецов" под именами Chrysler Omni 024 (он продавался на японском рынке) и Plymouth Horizon TC3.
Тем не менее продажи 024 и аналогов от корпорации не были какими-то феноменальными. Откровенно говоря, модель рынку "не зашла". Чтобы оживить ситуацию и приподнять продажи со дна, придумали маркетинговый трюк. В 1981-м представили версию Omni 024 Charger 2.2, а к 1983 году модель Omni 024 официально прикончили, переименовав ее просто в Charger.
И если в салоне хотя бы что-то модернизировали, например, поставили "ковшеобразные" сиденья, чтобы хоть как-то связать модель пятого поколения с гоночным духом старых Charger, то по технической части практически ничего не изменилось. Помимо 2.2 для базовой версии предлагался все тот же фольксвагеновский мотор 1.7, который в 1983-м поменяли на 1.6 от Peugeot. Как вы понимаете, характеристиками оба агрегата не то что не блистали – они даже не достигали 65 л.с.!
Едва ли лучше смотрелся крайслеровский 2.2, который на тот момент был вершиной гаммы, но и он не добирался до 100 "лошадей"! Как воспоминали журналисты, этот двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой "механикой", а передачи были довольно длинными, "дизельными" по характеру. Так что речь шла больше об экономии топлива, нежели о каком-то драйве. Цифры и правда радовали глаз: "по паспорту" в городе Charger с мотором 2.2 расходовал меньше 9 литров бензина, а на трассе почти укладывался в 5 литров.
Получается, Charger из 1980-х – унылый "овощ"?
Не совсем, поскольку спортивную репутацию модели все-таки удалось спасти. Charger повезло – за нее взялся сам Кэрролл Шелби, который в 1980-х частенько экспериментировал с машинами Dodge по договоренности с тогдашним главой Chrysler Ли Якоккой. Легендарный гонщик и конструктор сосредоточился на перенастройке Charger: другие передаточные числа КПП, "короткая" рейка и пружины, мощные тормоза, новая выхлопная система и небольшие работы над двигателем 2.2 (его удалось "раскачать" до 107 л.с.) сделали свое дело – автомобиль и зазвучал, и поехал совсем иначе. В итоге за первый год было собрано больше 8000 Dodge Shelby Charger.
Шелби не прекращал работу над моделью, и уже в 1985-м под капотом "поселился" турбомотор 2.2 – Shelby Charger поехал еще быстрее, ведь теперь в его распоряжении было 146 лошадиных сил, 228 Нм, а разгон до "сотни" занимал меньше девяти секунд. Но и этого оказалось мало – к последнему году выпуска "пятого" Charger (1987) из турбодвигателя удалось выжать еще немного, в результате мощность выросла до 174 сил, а крутящий момент – до 236 Нм. Последняя тысяча самых "горячих" экземпляров и вовсе называлась Shelby Charger Turbo GLHS без упоминания Dodge.
"Пятый" Charger – это история из серии "мы выживали как могли", когда всей корпорации Chrysler было не до жиру. Вдохнуть глубже удалось только к середине десятилетия, когда в модель пятого поколения новую жизнь и мысль внедрил Кэрролл Шелби. Уже в 1990-х у Dodge были другие герои (например, Viper), а Charger вернулся на конвейер в 2005-м, спустя почти 20 лет. И снова в переосмысленном виде: вместо двух дверей – четыре, зато на "правильном" заднем приводе и с "правильными" моторами V8! Тем не менее новая история Charger тоже подходит к концу, ведь в следующем году производство модели прекратят.
Вот это объем! Машины с по-настоящему большими моторами в базе объявлений Автобизнеса