Несколько дней безостановочный снегопад. Большие влажные хлопья снега покрывают все кругом. Вязкий и тяжелый, он полуметровым покровом застелает все кругом. Налипая на ветки деревьев, пригибает их к земле. На покатой крыше дома, не задерживается. Скапливаясь , начитает скользить по кровле. Набирая скорость, срывается и глухо падает на отмостку перед домом. Вызывает маленькое землетрясение, от которого чуть позвякивают стекла в окне. Дорога становится почти непролазной для машины, а дорожки и тропинки - для пешего путника.
Такое бывает раз в несколько лет. Обильные, поздние, осенние дожди не успевают пролиться на землю. Холодные потоки воздуха прорываются раньше установленного времени. Их легкий морозец, высоко над землей, сначала превращает дождевые струи в ледяные иголочки. А уже через несколько часов, происходит окончательное перерождение в снегопад. Плотная стена хлопьев снега - знаменует окончание осени...
Этот обильный, мокрый снег , как наказание. Он не только губит молодые, неокрепшие деревья и кустарники, ломая ветки и стволы, своей тяжестью. Это испытание для меня, как для любого хозяина, владельца одиноко стоящего дома. Снег нужно весь убрать с дорожек и подъездного пути до окончательных заморозков. Потом его уже не взять лопатой. Он превратится в крепкие ледяные глыбы и торосы.
Выхожу из дома. Оглядываю, кажущееся огромным, пространство, требующее "зачистки". Снегоуборщик бесполезен. Его шнек не приспособлен справляться с такой адской смесью снега, воды и ледышек. И широкий скребок не способен помочь. Только лопата. Черпай и кидай. Тяжкий, тупой, однообразный труд. Почти всегда, перед такой работой, вспоминаю своего деда...
Еще совсем пацаненок, я с дедом начинаю вскапывать огород. С тоской смотрю на "бескрайнее" поле, такое огромно-необьятное. Неподдающееся лопате почва, намертво связанная корнями травы. Устану, взмокну от пота, намозолю руки, мышцы будут болеть. Чуть не плачу от предстоящего. Дед усмехается. Берет напильник, "правит" свою и мою лопаты. Неторопливо открывает мне простой "мужицкий" секрет:
"Что в работе, что в драке есть один закон, "Глаза бояться, руки делают". И один девиз: "Ни о чем не думай и ни чего не бойся". Страх сковывает мышцы и ты становишься слабым. Разум убивает рефлексы и ты становишься неуклюжим. Слабость помноженная на неуклюжесть и вот ты уже никудышный работник, а вместо бойца - жертва."
Дедуля всегда прав. Беру лопату и отдаю всю власть своему пусть постаревшему, но безотказному телу. Думаю о совершенно постороннем; то предаюсь воспоминаниям, то мечтаю, то пою песни или декламирую детские стишки. Тело само выбирает удобный ритм работы, напрягает, по мере необходимости, ту или иную группу мышц. Дыхание свободное, ритм сердца достаточный. Время бежит вприпрыжку за взмахами лопаты.
Раз-два, раз-два... Тик-так, тик-так...
С сожелением отрываюсь от мыслей и воспоминаний. Все пространство вокруг дома убрано, дорожки расчищены, дорога перед воротами готова к выезду машины. По хозяйски обхожу участок. Удивляюсь своей работе и благодарю мысленно деда за помощь. В дом не спешу. Хотя жена давно стучит в окно из кухни. Всем видом своим говоря, что мои любимые три десятка пельмешек ждут меня не дождутся, а чай со смородиновым и брусничным листом уже настоялся...
Хорошо...