Как показали исследования, работодатель ждет не просто хорошего специалиста. «Жесткие» и «мягкие навыки» – термины, вокруг которых в последние годы идут обсуждения будущего карьерного успеха специалистов. «Жесткие» – это профессиональная база, ее можно получить в вузе или колледже. «Мягкие навыки» – общие умения, связанные с личностью: дисциплина, коммуникация, критическое мышление. Принимая вызов, современные университеты развивают эти компетенции в рамках учебного процесса.
«Кампусные курсы, которые ребята проходят независимо от направления подготовки – лидерство и командное развитие, бизнес, коммуникации – те вещи, которые пригодятся каждому профессионалу. Второе направление – дополнительное образование по выбору ─ специальные курсы или кружки, и третье – внеучебная проектная деятельность,», ─ пояснил проректор по молодежной политике Новосибирского государственного университета управления и экономики Денис Обуховский.
В каждом вузе наработан свой подход к методике. Обменяться опытом смогли на Всероссийском форуме компетенций будущего, организованном Новосибирским госуниверситетом экономики и управления (НГУЭУ) и президентской платформой «Россия – страна возможностей». Новосибирский центр компетенций базируется в НГУЭУ. Его услугами пользуются девять вузов.
«Одно из направлений Центра компетенций, который мы открыли в начале года, – это формирование модели сетевого центра по развитию молодежного предпринимательства. Это один из треков. Форум посвящен анализу результатов того, что мы сделали за этот период», ─ сообщил ректор Университета Павел Новгородов.
Проект ─ молодой, но уже дает результат: более точное совпадение подготовленных кадров и запроса работодателей.
«Поскольку возможностей в регионе должно быть как можно больше, мы заинтересованы в том, чтобы талантливая молодежь оставалась на территории нашего региона», ─ отметила заместитель начальника управления молодежной политики Министерства образования Новосибирской области Светлана Малина.
Оценить свои «мягкие навыки» еще на этапе учебы помогает проект «Центр компетенций». Психометрические методики дают точную и независимую оценку.
«Пройдя диагностику, вы можете, например, сообразить, что ваша компетенция коммуникации, возможно, не так хороша, и вы можете получить индивидуальную траекторию по развитию, в которой рекомендуют пройти курс по развитию коммуникации, например, на нашей президентской платформе», ─ пояснил руководитель проекта «Центр компетенций» Игорь Жуковский.
Первокурсница Университета Мария Тараскина свои навыки уже оценила. «Проходя тестирование о своих компетенциях, я узнала, что могу отлично справляться с ролью лидера, могу также работать в команде».
Девушка решила рискнуть и ищет инвестора для собственного бизнеса – приложения, повышающего финансовую грамотность. Успешной может быть каждая история, считают специалисты, если положиться на отлаженную систему выявления и развития «мягких навыков» в вузах.