Высокопоставленных чиновников, принимавших решения по ЛРТ, до сих пор не допросили в суде. Что из себя представляет хронология LRT и кто курировал этот проект, разбирался корреспондент Orda.kz.
Эта история знакома каждому казахстанцу до скрежета зубов. ЛРТ возвышается над дорогами столицы как памятник абсолютному злу – коррупции, а также неумелому управлению и неэффективному распределению ресурсов тех, кто сидит наверху. Он мозолит глаза каждому астанчанину, проезжающему по Кабанбай батыра по пути на работу и обратно, напоминая о беспечном транжирстве, стоившем всем казахстанцам 208 миллионов долларов.
Сейчас на скамье подсудимых по делу ЛРТ находятся девять человек: пятеро выступают в суде из СИЗО (экс-начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашид Аманжулов, экс-секретарь маслихата Астаны Жанат Нурпеисов, бывший руководитель компании «Нур-Трейд» Улугбек Ачилов, экс-директор субподрядной организации ТОО НПФ «Геобур» Тимур Касабаев, экс-руководитель ТОО Rimteks Дулат Мусенов – Прим. ред.). Бывший председатель правления АО «Astana Innovations» Талгат Ашим и экс-владелец компании «Аркан про» Даурен Абдыхамитов находятся под домашним арестом, а руководитель ТОО «LRT» Талгат Ардан и экс-замакима столицы Канат Султанбеков объявлены в международный розыск.
Их обвиняют в том, что они заранее договорились похитить деньги со строительства легкорельсового транспорта (ЛРТ), скоростного автобусного транспорта (БРТ) и интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Но для этого, по версии следствия, им пришлось привлечь к реализации проекта иностранные компании, подговорить их участвовать в хищении, а позже они через иностранные компании, как указано в обвинительном акте, получали деньги за невыполненные работы. Подсудимые же утверждают, что все работы выполнили, стоимость проекта не завышалась, идея привлечь иностранных специалистов принадлежала правительству, а не сотрудникам акимата; да и хищений , по их мнению, на этом этапе не было. Подсудимые уверены, что деньги были похищены позже, когда проект курировали Адильбек Джаксыбеков и Нурали Алиев, которые сделали генеральным подрядчиком китайскую компанию.
За десять лет попыток строительства ЛРТ столица сменила пять акимов, в проекте поменялись несколько документаций и маршрутов, а китайские инвесторы сменили французских. Дедлайны менялись из года в год.
Ещё в 2008 году Нурсултан Назарбаев поручил обеспечить реализацию проекта легкорельсового транспорта по первому этапу от железнодорожного вокзала до нового административного центра с использованием государственно-частного партнёрства. А в 2009 году по его приказу акимат Астаны должен был принять меры по реализации строительства ЛРТ, но дело до практики не дошло. Более серьёзный оборот дело приняло спустя два года.
Редакция Orda.kz изучила весь документооборот, который вёлся между чиновниками, начиная с 2011 года.
2011, эстакадный ЛРТ
В 2011 году должность акима столицы занимал Имангали Тасмагамбетов, а премьер-министром был Карим Масимов. Заказчиком проектирования стала подведомственная акимату структура – ТОО «Астана LRT», которую создал градоначальник. Проект представлял из себя кольцо: вокзал – Абу-Даби Плаза – вокзал, и был разделён на три очереди общей протяженностью 41,81 километра.
Тогда стоимость проекта согласно разработанному технико-экономическому обоснованию (ТЭО) составляла 194,66 млрд тенге (973,3 млн евро), из которых 125,8 млрд тенге планировалось получить в виде межправительственного займа у французской компании «Альстом». Западные СМИ писали , что «Альстом» аффилирована с экс-президентом Николя Саркози.
3 мая 2011 года на совещании под председательством Карима Масимова одобрили проект строительства ЛРТ первой очереди – «Абу-Даби Плаза» – Аэропорт.
Однако возводить проект не спешили из-за дороговизны: французская компания оценила свои услуги в 2,3 млрд евро, и это без проектирования и инженерных сетей.
2012, комбинированный ЛРТ
В 2012 году вместо эстакадного ЛРТ было решено строить комбинированную (надземная эстакада+наземная часть).
24 февраля Имангали Тасмагамбетов направляет письмо Кариму Масимову с просьбой утвердить стоимость первой очереди ЛРТ (Аэропорт – «Абу-Даби Плаза») в размере 119,7 млрд тенге. Он также попросил его утвердить технико-экономическое обоснование на выбранный правительством проект с учётом затрат на привлечение консультанта по управлению проектом (ориентировочно до 4 млрд тенге).
В этот же день Карим Масимов подписал протокол заседания, на котором было решено «согласиться с предложением акима города Астаны Имангали Тасмагамбетова о реализации 1-го этапа проекта ЛРТ в комбинированном варианте».
4 мая Тасмагамбетов в письме Серику Ахметову (на тот момент первый заместитель премьер-министра РК) указывает, что согласно анализу четырёх технико-экономических обоснований для Астаны наиболее оптимальным является ЛРТ в комбинированном варианте.
В сентябре Ахметов становится премьер-министром. А 28 декабря он пишет Нурсултану Назарбаеву, что французская компания «Альстом» предлагает снизить стоимость проекта от утвержденных 355 млрд тенге на 250–230 млрд тенге в зависимости от упрощения технических решений проекта. «Альстом» предлагала Казахстану заключить контракт на строительство ЛРТ «под ключ», однако Ахметов утверждает в письме, что такой способ не соответствует закону о госзакупках, а также предлагает привлечь международного консультанта, чтобы тот определил оптимальную схему реализации проекта.
18 января 2013 года Имангали Тасмагамбетов в письме Ахметову предложил утвердить окончательное предложение по проекту ЛРТ после изучения заключения международного консультанта, привлечь которого поручил сам премьер-министр.
2013, ЛРТ+БРТ
5 февраля Имангали Тасмагамбетов поручил своему заместителю Султанбекову разработать технико-экономические обоснования проектов БРТ и ИТС, привлечь международных консультантов для проведения анализа документации по ЛРТ и увязки с системами БРТ и ИТС.
7 февраля Серик Ахметов (премьер-министр) поручил акимату Астаны совместно с министерствами транспорта, экономики и другими проработать вопрос выбора новой транспортной системы города Астаны (ЛРТ, БРТ и другие), их стоимость и внести согласованное предложение в правительство.
14 февраля Ахметов просит одобрения у Нурсултана Назарбаева на реализацию проекта по совмещённой схеме ЛРТ+БРТ, а также финансирования проекта за счёт целевых трансфертов из Национального фонда и республиканского бюджета. Он также уточнил, что окончательная стоимость проекта и возможности привлечения займов под гарантию правительства будут утверждены после получения заключения международного консультанта. По предварительным подсчётам акимата, 1-я очередь ЛРТ оценивается в 166 млрд тенге, БРТ – 36 млрд тенге.
2 апреля Тасмагамбетов оповещает Назарбаева о том, что запланировано строительство 1-й очереди ЛРТ, начата разработка технико-экономического обоснования БРТ.
22 апреля Нурсултан Назарбаев закрепил контроль за реализацией ЛРТ+БРТ, назначив ответственными правительство и акимат Астаны.
3 июля Серик Ахметов (премьер-министр) поручил министерству финансов ускорить процедуры по привлечению займа Азиатского банка развития на проект ЛРТ и БРТ, подписать и ратифицировать в первом квартале 2014 года.
13 сентября Имангали Тасмагамбетов поручил своему заместителю Канату Султанбекову с Комитетом по делам строительства принять евростандарты и специальные технические условия по проекту.
2 ноября Тасмагамбетов проинформировал Ерлана Кошанова (руководителя канцелярии премьер-министра) о том, что ведётся разработка проектно-сметной документации ЛРТ консорциумом TMDC в составе испанской компании Typsa и казахстанского ТОО «MG-PRO», а также проводится конкурс на услуги технадзора и поставок подвижного состава.
27 ноября Нурсултан Назарбаев поручил правительству и акимату приостановить реализацию проекта ЛРТ и принять меры по проектированию и строительству 1-й очереди (21,9 км) проекта БРТ. Он поручил акимату обеспечить привлечение займа на приобретение новых автобусов на газовом оборудовании.
6 декабря Имангали Тасмагамбетов поручил своему заместителю Канату Султанбекову приостановить реализацию LRT, расторгнуть договоры, а по проекту БРТ установил сроки реализации: до 1 апреля 2014 года утвердить проектно-сметную документацию, до 30 апреля 2014 года провести тендеры на строительно-монтажные работы, обеспечить поставку 350 автобусов до 1 июля 2014 года.
2014, БРТ и ИТС
28 января Бакытжан Сагинтаев, на тот момент первый заместитель премьер-министра РК, поручил акимату утвердить и отправить на согласование в министерство транспорта сводной сметы затрат проекта БРТ и ИТС.
30 января Тасмагамбетов закрепил за ТОО «Астана LRT» ответственность по реализации проекта БРТ, строительству автопарка и закупу 350 автобусов на газовом топливе. Султанбекову он поручил проанализировать маршруты, подготовить совещание по развитию транспортной стратегии города, предоставить стратегию развития улично-дорожной сети.
19 февраля Имангали Тасмагамбетов попросил Серика Ахметова (премьер-министра) провести совещание, чтобы решить вопросы по принятию евростандартов для проекта BRT, утвердить стоимость.
19 марта аким Тасмагамбетов поручил Канату Султанбекову, управлению транспорта и главе ТОО «Астана LRT» Талгату Ардану принять рекомендации испанской компании Typsa для разработки плана реорганизации маршрутной сети Астаны, внедрять план с 1 мая 2014 года по мере поставки автобусов: закупить 200 автобусов до 1 августа и ещё 150 – до 1 ноября.
В апреле Тасмагамбетов просит Масимова (он стал снова премьер-министром) внести изменения в технико-экономическое обоснование проекта БРТ. Спустя пару месяцев Сагинтаев (первый заместитель премьер-министра РК) поручил министерствам и акимату проработать вопросы изменения стоимости проекта БРТ в связи с корректировкой технико-экономического обоснования.
1 июля министерство транспорта в лице вице-министра Мереке Пшембаева спросило акимат о задержках по проекту и напомнило акимату, что именно министерство выделило 34,8 млрд тенге на реализацию БРТ.
В октябре главой столицы становится Адильбек Джаксыбеков. Новый аким просит внести новые изменения в технико-экономическое обоснование БРТ, которое уже прошло экспертизу.
21 ноября Нурсултан Назарбаев поручил Масимову рассмотреть вопрос финансирования БРТ 2-й очереди, в том числе путём привлечения займа международных финансовых институтов.
8 декабря Карим Масимов поручил увеличить стоимость проекта «БРТ, ИТС» со 122 млрд до 141 млрд тенге.
11 декабря Адильбек Джаксыбеков (аким Астаны) поручил подведомственным органам решить задачи медиаподдержки проекта «БРТ, ИТС», а также передать государственную долю нескольких транспортных компаний в ТОО «Астана LRT».
Дальнейшая хронология с 2015 по 2022 годы — в нашем материале: