Ниже приведены воспоминания Якова Балахонова об аресте Шкуро в 1918 г.:
"...Центральный Исполнительный Комитет находился в Краснодаре. Неожиданно он меня (Балахонова - автор) извещает: немедленно выступить отряду в район Бугурстана (станица Боргустанская на Кавминводах - автор). Это было примерно в марте, апреле (1918 г. - автор). Тут была директива, чтобы выступить с отрядом для поимки генерала Шкуро (тогда он ещё не был генералом - автор). Я взял батальон пехоты, сотни полторы конницы и выступил на Бугурустан - здесь встретился с нашими отрядами: Ессентукским, Пятигорским, Кисловодским по 50 чел. в отряде. Многие из них были в шляпах. Пулемет у них находился на ломовых дрогах. Наш отряд был очень хорошо вооружен. Мы вместе с ними стали решать, где же нам ловить Шкуро. Помню в это время пошел сильный дождь. Наши мелкие отряды повернули оглобли назад. Так как мне было дано задание во чтобы то ни стало поймать Шкуро - я расположил пехоту в Бугурустане, а сам с кавалерией направился в войсковой лес. На пути было имение одного абазинского князька. В этом имении скрывался генерал Шкуро. С ним было до 40 чел. кавалеристов и наша пущенная разведка была обстреляна. После этого отряд генерала Шкуро был окружен. Подъезжаем. Я генералу Шкуро заявил: "-что на основании распоряжения Центрального Исполнительного Комитета вы арестованы". Он был в погонах в чине полковника. Когда я ему заявил, что я его арестовываю, он ответил: "глупости" и достает мандат за подписью нашего Главкома Автономова, в котором значится, что ему разрешается формирование частей для подавления Германо-Гайдамаков. После этого я предложил ему сложить оружие. На обратном пути Кисловодский отряд ставит вопрос таким образом, что поскольку он пойман на нашей территории - давайте его нам. Ген. Шкуро был пойман в середине марта (выше Балахонов говорил о марте, апреле - автор).
....Когда я (Балахонов - автор) поехал в Краснодар на ст. Кавказской встречается ген. Шкуро, который поздоровался со мной и заявил мне: "что вы зря меня арестовали, так вот видите я свободный". В то время как раз уходил поезд в Краснодар и мне много с ним не пришлось говорить. Будучи в Краснодаре я получил депешу о срочном моем выезде на станцию Невинномысскую, куда часть моего отряда была направлена.
Приезжаю в Невинномысскую, где услышал, что ген. Шкуро поднял восстание по всей Кубани и ведет наступление на станицы Отрадную и Спокойную, а оттуда на Баталпашинскую. Из станицы Невинномысской отряд был отправлен на ст. Отрадную, где было выяснено, что на ст. Подгорная находится штаб Шкуро. Через 1-1,5 час. получаем известие, что Шкуро наступает...".
P.S.: Шкуро поднял восстание против советской власти в июне 1918 г. Впоследствии Балахонов и Шкуро лично не встречались. Однако были врагами на поле боя.
Благодарю за подписки, лайки и комментарии!