В последнее время полюбил смотреть интервью с Виталием Соломиным, слава богу, их достаточно. Соломин умер двадцать лет назад, ему было всего-то шестьдесят лет.
Сибиряк по натуре он удивительно точно играл интеллигентных столичных жителей - разве можно представить доктора Ватсона иначе, роль Соломина, если не гениальная, то близко к этому.
Мне нравится история, рассказанная им в разное время, всегда с точностью, иногда появлялись новые незначительные детали, с годами Соломина стал, что ли, независимее. История о том, как он ходил на пробы к Андрею Кончаловскому.
Кончаловский начинал снимать «Сибириаду», прислал сценарий Соломину, который в начале думал отказаться. Соломин сибиряк, а сценарий о Сибири, по его словам, написан «иностранцем», но из-за любопытства пошел на пробы.
Пробы Кончаловский проводил в квартире. Дверь открыл Сергей Михалков, Соломин называл его «дядя Степа» - понятно почему. Пробы Соломин прошел за несколько минут, роль для него обычная, играл не похожих персонажей раз. Кончаловский сидел с открытым ртом, не ожидал.
Интересно, что ассистентом Кончаловского на пробах был Александр Панкратов-Черный, в «Сибириаде» он сыграл небольшой эпизод, и это была едва ли его первая роль в большом кино.
«Сибириада», идущая, кажется, четыре часа, получила Гран-при Каннского кинофестиваля, снята была как государственный заказ. Деньги на пропагандистское кино советские власти не пожалели, что позволило композитору Эдуарду Артемьеву экспериментировать, не торопиться и написать музыку, ставшую классикой.