Музыка появляется ещё задолго до того, как её начинают играть. Она рождается в голове, это чистая импровизация, никаких нот и цифровой обработки. Под такую музыку плачут, целуются, выздоравливают и умирают.
Конечно, такую музыку может создать только исключительный человек, феномен. И каждый такой феномен имеет свою особенность, специфику, которая по уровню развития и охвату не уступает таланту её обладателя. Она - эта особенная черта - сильно мешает человеку жить, но без неё он не сможет творить.
О феномене, о его чрезвычайности, о море и суше и, конечно, о музыке - наш сегодняшний сюжет. Итак, смотрим достославную кинодраму знаменитого Джузеппе Торнаторе - "Легенда о пианисте" (1998).
В 1900-ом году на трансатлантическом пароходе "Virginian", в коробке из-под лимонов обнаруживают младенца. Его нашёл чернокожий кочегар Денни Будман (Билл Нанн), простой и сердечный человек, который стал мальчику приёмным отцом. Для начала он дал своему обретённому сыну сложносочиненное витиеватое имя - "как у богатых". Очевидно, на счастье. Так и началась история жизни человека-феномена по имени Денни Будман Т. Д. Лемон Новеченто ("Тысяча Девятисотый").
Малыш Новеченто обрёл на корабле свою семью, состоящую из хороших людей, которые не обижали найдёныша, кормили, лечили и воспитывали, кто как умел. Малыш рос в надёжно защищённом от проблем внешнего мира коллективе, который не оставил мальчика и после трагической смерти его названного отца.
В восемь лет, не зная нот и не имея учителя, Новеченто научился игре на фортепиано. За двадцать два дня!
"Это было похоже на второе пришествие Христа. Может, это оно и было? Какие чудеса творил этот малыш!" Непостижимым образом научившись играть, мальчик буквально завораживал своей волшебной музыкой, которую до него никто никогда не слышал. Взрослая публика, повидавшая всякого и на суше, и на море, плакала и улыбалась, когда мальчик играл.
Годы шли, Новеченто (Тим Рот) вырос, его игра стала абсолютно виртуозной, а мелодии совершенно невероятными. Он явно имел дар "читать людей", подбирая к каждому человеку его музыку, словно ключ к двери.
Но самым удивительным было то, что за всё время 1900-ый ни разу не ступил на землю! Он так и жил на корабле, на котором родился, совершая вместе с ним трансатлантические переходы из Европы в Америку и обратно. И всегда вместе с ним была его музыка. Кроме того, он никогда официально не существовал: ни родных, ни гражданства, ни записи о рождении, ни документов. Пассажиры, сходившие с корабля по обе стороны Атлантики, зачарованно рассказывали о невероятной музыке феноменального пианиста, "у которого, казалось, четыре руки, такие ноты он выделывал".
Ничего удивительного, если подумать. Ведь музыка для Новеченто – это его язык, на котором он общался со своим миром, маленьким, как каюта, и бескрайним, как океан. Это язык ребёнка, когда-то брошенного матерью.
Считывая с людей знаки - места, звуки, запахи, землю, историю - он познавал и изучал мир, в котором никогда не был. Но играя, он по нему путешествовал.
Философская история, снятая по роману Алессандро Баррико, богато оформлена музыкой Эннио Морриконе. Глубокий фильм-круиз, с налётом грусти, как и все работы этих двух мастеров (режиссёра и композитора), погружает в мир героя, наполненный музыкой, а заодно - и в свой собственный мир.
Фильм полномерный, но динамичный и не растянутый. Пересказывать его нет необходимости. Да и как можно рассказать о первой и единственной любви Новеченто к девушке (Мелани Тьерри) или поведать о его настоящей и единственной дружбе с трубачом Максом Туни (Прюитт Тэйлор Винс)? Это надо увидеть и почувствовать вместе с его героями. В том числе, и посредством музыки!
Режиссёрские акценты в картине тоже расставлены гениально: смеющийся во время чтения газеты едва выучившим алфавит сыном умирающий кочегар-отец; ставшая тесной для подросшего мальчика люлька; танцующий во время шторма рояль; дымящаяся сигарета, положенная на край рояля... Это всё потрясающе сделано.
Талант гениального пианиста, о котором знал лишь определённый круг людей, так и не нашёл широкого признания за пределами парохода. Но виной тому был сам 1900-й, который ни разу в жизни так и не покинул корабль, не ступив ногой на сушу. "Вирджинец" стал его колыбелью, домом, сценой и вселенной. И его последним приютом...
Только здесь пианист мог виртуозно играть свою музыку. Он даже не захотел чтобы его записывали, сломав единственную пластинку со своими мелодиями. "Моя музыка не будет существовать без меня."
Напрасно уговаривал Новеченто его друг-трубач сойти на берег и начать жить. Его жизнь здесь. Постояв единожды на трапе, пианист осознаёт, что не понимает жизни, в которой не видит ни начала, ни конца. На корабле ему всё ясно - вот нос, вот корма. А суша? Как её почувствовать? Где её пределы?..
Структуру фильма, кульминацию, развязку и финал пересказывать не имеет смысла. Среди его несомненных достоинств стоит отметить оригинальный сюжет, прекрасную операторскую работу, роскошные декорации и костюмы, отличную игру актёров и, повторюсь, музыку гениального маэстро Эннио Морриконе.
Фильм смотреть рекомендую всем, хотя, полагаю, что многие из вас его уже видели. В таком случае, посмотрите ещё раз. Он каждый раз воспринимается всё ярче и острее.
Была удивлена сравнительно небольшому количеству наград. Вот что значит некоммерческий умный фильм.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее.
И помните: лайк и отзыв - лучшая мелодия для души автора.