Найти тему

Памятник Петру I в Петропавловской крепости. Самое спорное изваяние первого Российского императора

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Я, скульптор Игорь Селиверстов, рад приветствовать вас и пригласить на продолжение виртуальной экскурсии посвященной скульптуре Санкт-Петербурга.
Сегодня мы поговорим о творчестве одного из самых знаменитых русских художников и скульпторов второй половины 20-го и начала 21 века Михаила Шемякина. В предыдущих статьях, я рассказывал вам о месте с которого собственно говоря и начался Санкт – Петербург, о Петропавловской крепости. На протяжении трех столетий облик этого места, неоднократно менялся. Здания перестраивались, появлялись новые детали интерьера, менялись функции домов, да и самой крепости.
Еще в 18 веке в крепости была построена Гауптвахта – одноэтажный каменный дом с семи арочной галереей и высокой кровлей. Свой нынешний облик здание приобрело лишь полтора века спустя в 1907–1908 годах.

Бывшее здание гарнизонной гауптвахты, в котором ныне находится дирекция Государственного музея истории Петербурга.
Бывшее здание гарнизонной гауптвахты, в котором ныне находится дирекция Государственного музея истории Петербурга.

Перед зданием находилась так называемая Плясовая площадь. Свое «веселое» наименование она получила не от того что на ней устраивались танцы на открытом воздухе, а из-за того что она служила местом наказания. К врытым в землю столбам, вокруг которых, был обильно насыпан мелкий острый гравий вперемешку с другими колющими субстанциями, привязывали провинившихся босых солдат. Очень быстро служивые начинали перебирать ногами, и со стороны казалось, что они пляшут. В последствии на месте этой площади был разбит роскошный газон, а летом 1991 года здесь появился, пожалуй, самый необычный, самый спорный памятник Государю Императору Петру Алексеевичу работы бывшего советского, а к тому моменту всемирно известного художника и скульптора Михаила Шемякина.

-3

В 60-е годы прошлого века Шемякин стал одним из самых известных представителей советского авангардного искусства. Будучи исключен из средней художественной школы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина за несоблюдение норм социалистического реализма. Вначале 60-х был разнорабочим в Эрмитаже ну и конечно писал картины, не имеющие ничего общего с официальным советским искусством.

Вот как он сам вспоминал об этом времени в одном из своих интервью

«Мы были молодые, все воспринимали радужно. Но бывали и депрессии. Людей сажали в сумасшедшие дома не только потому, что они левые, многие действительно страдали от депрессии. Было серо, сыро - все на букву «с». С другой стороны, была интересная подпольная духовная жизнь.»

Нужно сказать, что для художника эта «интересная подпольная духовная жизнь» в конце концов, обернулась тяжелой формой «болезни русской интеллигенции», а проще говоря, пьянством, алкоголизмом и длительным пребыванием в психиатрической лечебнице.
Выйдя оттуда, Михаил обращается к Богу, и два года жил послушником в Псково-Печерском монастыре. С тех пор мастер авангарда понял и полюбил русскую иконопись. Именно ее он считает главным явлением в русском искусстве.

В 1971 году Михаила Шемякина в буквальном смысле слова ставят перед выбором либо покинуть СССР, либо отправится «туда, где даже летом холодно в пальто».

Таким образом, он вместе с семьей оказывается в Париже. Через несколько лет, там происходит его знакомство с Владимиром Высоцким быстро переросшее в крепкую мужскую дружбу.
Среди немногих вещей вывезенных в свое время Шемякиным из Ленинграда была гипсовая копия прижизненной маски Петра Первого работы Б. Растрелли. Однажды друзья устроили целую фотосессию в «компании Самодержца Российского»

Михаил Шемякин, Петр Алексеевич Романов и Владимир Высоцкий. Париж, август 1978. Автор фото Пьер-Бернар Донадье.
Михаил Шемякин, Петр Алексеевич Романов и Владимир Высоцкий. Париж, август 1978. Автор фото Пьер-Бернар Донадье.

Тогда же Высоцкий сыгравший, как известно главную роль в фильме «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» подкинул другу идею, о создании памятника Великому императору. Сам Шемякин вернулся к ней уже в начале 80-х, когда перебрался в США.

Вот как он сам вспоминал об этом

«После смерти друга я в очередной раз рисовал профили Петра I и вдруг подумал, что хорошо бы в память о Володе сделать скульптуру. Стал создавать первые макеты из глины. Сразу в натуральную величину. Мы выносили замотанную глину в парк, ставили ее на кресло, и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов – крошечная голова, длинное тело. Для того, чтобы показать величие их духа».

Дальше скульптор работал для себя, не задумываясь, какова будет дальнейшая судьба его детища, и уж конечно подумать не мог, что когда ни – будь, его творение окажется на берегах Невы.
Но времена изменились, и когда Петр был почти готов в пластилине, в мастерскую скульптора заглянул на огонек Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Он посмотрел на работу, долго молчал, а потом сказал: «Этот Петр должен быть в России».
По воспоминаниям Шемякина, он тогда не воспринял всерьез слова пожилого ученого, но как оказалось зря.

В начале 1991 года ему позвонили из Кремля и сообщили, что Ленинград готов принять статую своего отца – основателя. В первых числах мая монумент доставили из Америки в Ленинград частным самолетом.

7 июня того же 1991 года состоялось торжественное открытие Памятника первому Императору Всероссийскому в самом сердце его детища Петропавловской крепости.

Михаил Шемякин и Петр I
Михаил Шемякин и Петр I

Вот уже более 30 лет не утихают страсти вокруг памятника Петру. Кто то считает его шедевром, кто то совсем наоборот. Несомненно одно, Михаил Михайлович Шемякин человек безусловно талантливый, а его Петр, как к нему не относись давно уже стал таким же символом Петербурга, как Медный всадник, Ростральные колонны и огромное множество других памятников делающих наш город неповторимым.
На этом я скульптор Игорь Селиверстов хочу пожелать вам мои уважаемые читатели всего доброго и ненадолго проститься. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена.

Творческая мастерская скульптора Селиверстова Игоря создана в 1996 году лучшими выпускниками Академии художеств.