В ХХ веке происходит множество разнообразных событий: новый этап в развитии науки, мировые войны, экономический и социальный прогресс, экологические проблемы и многие другие проблемы и события. Все это способствовало кризису рационализма и появлению повышенного интереса к иррациональной, мифологической стороне человеческого бытия.
В философском мышлении наблюдается отказ от универсальности знаний и претензий на конечную истину и утверждается идея существования множества взглядов на мир и человека в нем. Важным явлением в философии стали эволюционизм, релятивизм и иррационализм.
Эволюционизм предлагал иное понимание объективного исторического времени, объясняющее реальность как историческую. Релятивизм абсолютизировал относительность и условность всех наших знаний, считая невозможным объективное познание действительности. Иррационализм отвергал возможность разумного постижения мира и предлагал обратиться к неподвластным разуму феноменам человеческой психики, чувствам и эмоциям.
Кризис наступил и в религиозном сознании, состоящий в утрате духовных ценностей и продолжающемся процессе секуляризации общества, т. е. обмирщение культуры. По мере формирования и развития светской культуры происходит интерпретация религиозных предметов. Светская культура придает им мирское значение. Храмы и соборы стали произведениями архитектуры, церковные картины - фресками либо живописью, церковные книги – произведениями литературы, трактаты теологов – философскими трудами. Все меньше людей стало посещать церковь и все больше увлекаться нетрадиционными, в основном восточными, религиями: разными типами неохристианства (например, «Иисус-революция»), неоориентализма (вайшнавизм, кришнаизм), оккультизмом (гадания, спиритизм, колдовство, экстрасенсорика), неоязычеством (друиды, виканская религия, ведовство, «славянские» культы),сатанизмом и др. Причина их появления состоит в духовном упадке западных обществ в 40-50-х гг., потери высоких ценностей и смысла жизни, утрате нравственных и социальных ориентиров личности. Их корни лежат в кризисе материалистической культуры ХХ в. – глубокая ломка ценностей после Второй мировой войны; ответное действие на процесс секуляризации массовой сакрализацией несакральных предметов и подмена классической религиозности на квазирелигиозное сознание; обострение ощущения трагичности от возрастания мировых проблем (экологической, политического экстремизма, ядерной угрозы и др.); возрастание чувства одиночества, отчуждения, беспомощности человека перед комом свалившихся на него задач и проблем. [1]
ХХ век – век научно-технической революции. Бурно развивалась наука и техника: создание квантовой механики — Луи де Брошь, Э. Шрёдингер (1887—1961), П. Дирак (1902—1984), В. Гейзенберг (1901—1976); углубление представлений о микромире — открытие нейтрона Дж. Чедвиком (1891—1974), работы супругов Жолио-Кюри; развитие генетики, изучение человеческой психики и появление психологии — К. Юнг (1875—1961), У. Джемс (1842—1910), З. Фрейд. Впервые наука стала тесно связанна с техникой. Возникает атомная энергетика, генная инженерия, начинается освоение космического пространства. Но она была тесно связанна не только с техникой, но и со всеми сферами жизни людей. Увеличился процент практического использования научных открытий: новые научные открытия в разных сферах знаний стали использоваться в технике и технологии производства, в повседневной жизни людей и т.д. Научные достижения оказали существенное влияние на развитие культуры в ХХ веке, изменив место и роль техники в повседневной жизни людей. [2] Информационная революция повлияла на создание нового сознания человека: компьютеры, робототехника, Интернет, электронная почта формируют новое информационное пространство, систему общения и человеческих отношений. Благодаря НТР произошли экономический и социальный прогресс. Экономический прогресс вызвал распространение массового производства и повышение производительности труда. Социальный прогресс привел к появлению новых и преобразованию старых социальных групп. Доступным и массовым становится образование, повышается социальная мобильность населения и возможности межкультурных коммуникаций, увеличивается уровень комфортности жизни людей.
Еще одним явлением культуры ХХ в. являются усиливающиеся процессы глобализации. Прежде всего, глобализация – это явление экономики: формирование единого финансово-экономическое пространства, создание открытой экономики и международного разделения труда – транснациональные и многонациональные корпораций. Глобализационные процессы проходили не только в экономике, но в и политике, религии и культуре. Культурная глобализация отличается от других сфер т.к. создается единое ценностное пространство, проявляющееся в искусстве, нормах морали, языке, образе жизни, стереотипах поведения. Поэтому глобализация в культуре обостряется стремление сохранить национальную специфику - в этом состоит двойственность глобализации в культуре.[3] На сегодняшний момент распространяются принципы вестернизации, и главным образом, североамериканской культуры. Постепенно идет размывание национальных традиций, обрядов и обычаев, распад естественных связей в культуре и нарушение механизмов идентификации. И поэтому одной из проблем глобализации – это сохранение национальной культурной идентичности.
Бурное развитие науки и техники, а также процессы глобализации привели к глобальным проблемам. Основные глобальные проблемы:
· экологический кризис, связанный с последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислого газа в воздухе, истощение природных ресурсов и т.д.);
· угроза войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического);
· перенаселение планеты, голод, нищета, безграмотность, неравномерность развития европейских стран и стран третьего порядка. [4]
После войны по странам Европы быстро распространяется массовая культура, возникшая в Соединенных Штатах Америки. Она отображает процесс становление средств массовой коммуникации – телевидения, радио, кино, газеты, журналы, недорогие «карманные» книжки и др. Происходит демократизация культуры, которая становится более доступной и упрощенной, снижая вкусовые критерии, ориентируясь на вкусы и оценки толпы и масс. Созданная профессионалами, масскультура выполняет социальный заказ, удовлетворяющий потребности человека. В ней реальность предлагается как продукт, который способен приобрести каждый, не затрачивая особых усилий. За некоторую цену можно получить суррогат любви, радости, оптимизма, веселья, благосостояния и всего остального. Масскультура разработала свою мораль — мораль толпы, в которой проживают будничные идеи, большое количество предубеждений и стереотипов, формируется совсем иное искусство, предлагающее уже готовые, ярко упакованные стандарты в поведении, жизненных принципах и установках, образцах для подражания и т.д. Это укрепляется широкими техническими возможностями фотографии, клипа, коллажа, кино- и телепродукции.[5]
Благодаря тому, что массовая культура имеет техническую базу, она может воспроизводить большими партиями почти все, что до этого в культуре было уникальным явлением. Стало возможным тиражировать не только лишь произведения искусств: живописи, графики или игру актеров, но и создавать клише, ожидаемый шаблон поведения, эмоций, оценок, взглядов, и всего того, что относится к внутреннему миру индивида. Продукция массовой культуры внедряет культ успеха, сильной, волевой личности и одновременно культ примитивности, условности, ограниченности. Опускает все социальные конфликты до сюжетам инцидентов «хороших» и «плохих» людей, цель которых достичь своего счастья, как правило, любой ценой.
Огромный мир массовой культуры (реклама, шоу-бизнес, популярные кино- и тележанры: мюзикл, фильм ужасов, вестерн, гангстерский фильм, некоторые литературные формы, и мн. др.) уводит людей от вечных метафизических, психологических и каждодневных обыденных проблем. Массовая культура, компенсируя безнадежность существования человека массы, не способного изменить свою жизнь, предлагает сладкие грезы, воплощенные в персонажах рекламы или кинозвездах фильмов, в которых все достижимо и иллюзии счастья, свободы или справедливости живут рядом с нами. Но существует иллюзия, что масскультура обращается к потребностям каждого, т.к. развивает потребительскую психологию человека, заявляя, что главное в жизни — удовлетворение сиюминутного желания. Это потребление относится буквально ко всему: вещам или зрелищам, искусству или образу жизни.[6] Стимулируя потребительское сознание людей, массовая культура создает пассивное некритическое восприятие культуры, отвлеченных людей от социальной активности и пытается адаптировать их существующим условиям. Все это формирует личность, чьей психикой достаточно легко можно манипулировать, эксплуатировать эмоции и инстинкты подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения. [7] Управляя психикой и эксплуатируя человеческие инстинкты и чувства, массовая культура уводит человека из реального мира в призрачный мир полного тайн, иллюзий и необъяснимого. Отказываясь от рационалистического начала, она создает мифы в человеческом сознании, при этом мистифицируя истинные процессы и явления природной и общественной жизни. Произведения массовой культуры заменяют реальность, создавая ложные надежды и желания, учитывая стандартные грезы о возможной социальной гармонии. Создается новая мифология, в центре которой появляется новый герой, исчезает борьба между злом и добром, увеличивается этическая амбивалентность. В последнее время миф, где существует четкое разделение добра и зла, героя и злодея теряет свои позиции. В моду входит миф, в котором персонаж одновременно является и героем, и чудовищем, и главный конфликт переносится на противостояние двух чудовищ. Но сегодня появилось одно новшество: если раньше повествование было нейтральным, то сейчас сочувствие автора частично или полностью на стороне героя-монстра. Герой, раньше бывший злодеем, либо получил адвоката в роли автора, оправдывающий его действия разными обстоятельствами, либо становится героем (его образ романтизируется, между ним и красавицей строятся любовные отношения, зритель восхищается его интеллектом или сверхъестественным способностями). Часто в произведение появляется персонаж, обладающий не антропоморфным видом, но и одновременно интеллектом, превосходящий человеческий; иногда это гибрид человека и монстра либо человека и механизма; и еще одна популярная линия, в центре которой находится антропоморфный персонаж, владеющий удивительными способностями и силой, но лишенный представлений о добре и зле.
Благодаря массовому производству и массовой культуре возникает новый вид искусства – кинематограф или кино, ставшее ярким и привлекающим внимание миллионов людей явлением. Обладая очень высоким коммуникативным потенциалом, кино, способное поставить на поток любую тему и донести ее до зрителя, живо реагирует на происходящие в мире события: политические, экономические, социальные, природные катастрофы и т. д. Кино, с помощью художественно образной структуры кинопроизведений, сформированных из наборов стереотипов, клише и культурно обусловленных шаблонов, отвечает духовным потребностям и желаниям общества, создавая множество разнообразных направлений, соответствующих национальному характеру народа, например, сдержанным англичанам, жизнерадостным французам или педантичным немцам. Но с другой стороны, кино обладает авторским почерком, собственным стилем и возможностью постановки глубоких проблем и ценностей любого рода. Стремительное и всепроникающее, киноискусство вобрало в себя элементы других направлений культуры (музыки, литературы, театра), передовая динамику эпохи. За сравнительно небольшое время выработало свой язык, свои художественные средства выразительности и уже к середине ХХ века сформировало основные направления национального кинематографа и жанровую систему. Так возникают жанровые фильмы: ужасы, триллеры, мистика, фэнтези и другие, в которых присутствуют образы зомби, живых мертвецов, вампиров, привидений, оборотней и многих других существ.
Глубокие трансформации в мире и обществе, коснулись и искусство. В человеческом сознании появляются о катастрофичности бытия. Одним из методов познания становится фантазия и воображение. Искусство тяготеет к условности форм изображения реальности. Оно отказывается от принципа жизнеподобия, включает в творческий процесс достижения науки и техники, интересуется субъективным, бессознательным, иррациональным.
Одним из таких направлений в искусстве был сюрреализм, использовавший открытия новой науки – психологии. Сюрреалисты, стараясь освободится от контроля разума и рационального осознания мира, посвятили свои работы бессознательному. Они хотели познать реальность, лежащую за пределами действительности, через неконтролируемое творчество, посредством механического письма. Основой творческого метода – освобождение подсознательных процессов, доведенные до психологического автоматизма.
К примеру, Ив Танги со своими пустынными мистическими пейзажами, не связанными с реальным миром, является одним из основателей данного направления. Он сотворил свой уникальный мир, совмещая фантазию с подробной проработкой деталей, которая заставляет почувствовать достоверность этого другого мира. Танги старался выразить подсознательное в пластических формах. «Мама, папа ранен!», «Черный пейзаж», «Фантомы» и др.) Почти все художники - сюрреалисты, в частности Марк Эрнст («Ангел домашнего очага или триумф сюрреализма», «Искушение святого Антония»), Сальвадор Дали («Искушение святого Антония», «Сон, навеянный полетом пчелы»), Рене Магритт («Замок в Пиренеях», «Медитации»), обращались к предметам реальности, трансформируя их при помощи специальных искажений.
Таким образом, сюрреализм демонстрирует глубинный мир подсознания, касаясь одной из самых таинственных тем в исследовании психики человека. Автоматическое письмо, гротеск, деформация форм и пропорций, соединение частей разных предметов, игра с пространством служили сюрреалистам художественными средствами. Сочетание изображений фантастических образов с детальной реалистической проработкой, создавала иллюзию реальности сюрреалистической образности. [8]
Другими направлением стал фантастический реализм, для которого было характерен ориентир на традиции немецкого Ренессанса. Главным чертами были мистико-религиозный характер, изучение скрытых проявлений души человека и мира, включение иррациональных, сверхъестественных мотивов.
В середине ХХ в. Эрнст Фукс и Арик Брауэр основали Венскую школу фантастического реализма. Творчеству Арика Брауэра, одному из основателей и членов школы, была свойственна мистическая простота образов, имевших религиозный характер.
Одним из учеников Брауэра был Питер Грич. Он в своих работах конструирует мрачные безлюдные пейзажи со сложной архитектурой. Грич воспроизводит образ вневременного постапокалиптического мира («Ковчег», «Артефакт», «Ворота Измерений», «Мегаполис», «Катаклизм»).
Другим представителем фантастического реализма был Ханс Рудольф Гигер, автор знаменитых монстров из серии фильмов «Чужой». Он создает уникальный мир кошмаров, полный внеземных созданий, страшных и угрожающих, но имеющих отношение к миру людей. Видев почти все открытия и «достижения» ХХ в. художник акцентирует на «машинной» основе зла. По его мнению, зло имеет двойную природу: потустороннюю и механическую, ужасающе зловещую и технически совершенную. Творения Гигера противоположны натуре человека и их бесчеловечность имеет технократический природу. Чудовища Гигера – это иррациональный мрак будущего, охвативший массу разрушающих частиц машинной цивилизации ХХ в. Будущие властелины земли уничтожать человечество не только невероятной силой, но и новейшими достижениями технической революции. Синтез потустороннего и технического зла, дает образ Абсолютного Зла, являвшегося основой самых темных страхов людей. «Биомеханоиды» художника, будто нарочно насмехается над нашими идеалами – личностью, моралью, религией. Они безжалостны, потому что у них нет чувств и эмоций, а даже если и были, то не имели бы никакого отношения к нашим.
Сейчас Ханс Гигер, работы которого постоянно вселяющие мистический страх на зрителей, один из наиболее известных художников нашего времени. Он посвятил свою жизнь (основательно интересовался оккультизмом, с молодости коллекционировал гримуары[9] и предметы разных культов) и творчество изучению самых темных сфер невидимого мира.
Чуть позже, чем в живописи, образы мистических существ появляются в литературе: привидения Уолпола; Вампир Дракула Стокера; драконы, хоббиты, орки, голум, эльфы и гномы сказочного мира Толкиена.
В первой половине ХХ в. Джоном Рональдом Руэлом Толкиным был создан сказочный мир Средиземья. Этот разнообразный и сложный мир, воплощенный в книгах «Хоббит или Туда и обратно» (1937) и трилогии «Властелин колец» (1954 – 1955), населенный разными народами: людьми, эльфами, гномами, хоббитами, орками и гоблинами, троллями, энтами,[10] драконами, магами и колдунами.
Но ярче и интереснее всего мир сверхъестественных созданий отражен в кинематографе, начиная с первых немых, черно–белых (Вегенер «Голем», Мурнау «Носферату ‒ симфония ужаса», Джулиан «Призрак Оперы») и заканчивая звуковыми, цветными, со множеством спецэффектов фильмами XXI века (Виркола «Охотники на ведьм», Соммерс «Ван Хельсинг», Лен Уайзман «Другой мир» и многие другие).
Источники
[1]URL. : http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pl?term1304422211(дата обращения 10.04.16)
[2]Маркова А. Н. Культурология История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — С. 507
[3] Буденкова В. Е., Савельева Е. Н. Культурологический подход в изучении глобализации: актуальность развития коммуникативного потенциала локальных культур // Вестник ТГУ. – 2012. – №. 362. – С. 44.
[4] Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (третье издание) / Под ред. проф. Г. В. Драча - Ростов н/Д: "Феникс", 2002. - С. 299-300.
[5] Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) / А. Н. Быстрова. - М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.— С. 37
[6]Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) / А. Н. Быстрова. - М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. — С. 452
[7]Касьянов Б. Б. Культурология: учеб. пособие для высшей школы / Б. Б. Касьянов. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. – С. 27
[8]Кушнарева А. Фантастика и вероломство образов. // CABLOOK.com: интернет журн. 11.11.15. URL.: http://www.cablook.com/inspiration/fantastika-i-verolomstvo-obrazov/ (дата обращения 16.02.16)
[9]Гримуар (фр. grimoire) — книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты. URL.:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/881015/ (дата обращения 17.02.16)
[10]Энты – духи, вошедшие в деревья и «оживившие» их. Цит. по: Толкиен Дж. Р. Р. Властелин Колец: Две башни / Дж. Р. Р. Толкиен: пер. с англ. – СПб.: Амфора, 2000. 596 С..