В 1969-1979гг советский археолог Виктор Сарианиди, руководил раскопками в Афганистане, на знаменитом Тилли- Тепе или дословно переводим : Золотом кургане.
Археологический объект находится в северной провинции Афганистана, Йоузджан. Курган представляет собой руины древнего храма, построенные две тысячи лет до нашей эры.
Была обнаружена кирпичная платформа имеющая мощные оборонительные стены и башни. Внутри здание разделилось мощной стеной на два разноцветных зала. В одном из залов находился алтарь. Было установлено, что храм несколько раз перестраивался, пока не сгорел 1 500 лет до нашей эры.
К 4 веку, когда Македонский вошёл в Бактрию, этого храма уже не существовало.
В 1978 году тот же Сарианиди обнаружил множество золотых вещей периода начала первого тысячелетия и Кушанского царства . Но это уже другое золото и очень разные периоды и это и называют "бактрийским золотом".
Раскопано было 6 курганных захоронений Какие артефакты были обнаружены? Артефакты передают историю.
Захоронения сделаны в период первого века до нашей эры и первого века нашей эры, рубеж тысячелетия, для пяти женщин и одного мужчины.
В коллекцию артефактов вошли:
20 600 видов : орнаментов , изделий из золота, серебра и слоновой кости, монет и др.артефактов.
О более точном времени захоронения пытаются судить по датам изготовления монет.
Обнаружены монеты Тиберия (16-21 г.н.э), Митридата 2(123-88 г.до н.э), Юэчжинскому правителю Сапдибизесу ( 20г до н.э).
Погребение могло принадлежать скифским, парфянским племенам или ранним юэчжиням(кушанам) в период, когда они ещё не столкнулись с буддизмом.
Но в кургане 4, в руке женщины была обнаружена имитация золотой монеты Парфянского царя Готарзеса (90 г до н.э) причем монета из золота имитировала серебряную монету, а изображен на ней контрштампом, чтобы не повредить изображение парфянского царя, местный вождь. О чем это может говорить? О зависимости или родстве?
Большинство считает, что курганы юэчжиней, но есть альтернативная версия :
Это принадлежало средне азиатским сакам, позже ушедшим в Индию т.е семье или роду, или клану Будды Шакьямуни, подробнее по ссылке:
Их называют индоскифы или восточные парфяне. Некоторые артефакты очень соответствуют этой версии.
Например королевская корона и кинжалы. Деформация черепа, которая характерна для этих средне азиатских скифов, в этот период. Вообще много изделий характерных для скифов Северного Причерноморья, амазонок, эти удлинённые черепа находят в Ростове на Дону, Херсонесае и Босфоре. Т.е у живущих за тысячи километров к западу от находки.
Культурный синкритизм пронизывает стиль артефактов. Что лишний раз нам говорит о едином этнокультурном пространстве скифского мира в начале нашей эры.
Эллинистические мотивы можно найти в человеческих изображениях и других формах. Можно встретить изображение Афины и её имя на греческом языке, на нем изображена она в виде амазонки. Это говорит о Греко-Бактрийском государстве существовавшем в этом районе до 140 года.
Сложные процессы скифский этнокультурной ойкумены, плохо поддаются ограничениям и штампам, разделения по отдельным народам современного мира
Есть там и изделия из Индии.
Позже во время войны в Афганистане, клад "пропал", потом в 2003 году был переоткрыт . В Кабуле планировали открыть специальный новый музей для золота Бактрии. Оно бы и хорошо, а то пропал-нашёлся, знаем мы эту траекторию, ищи потом артефакты по аукционам.
Узнать больше можно из работ Виктора Сарианиди и других авторов научных работ, таких как "Бактрианские золотые раскопки некрополя Тилля-Тепе в Северном Афганистане". Ленинград. Художественное издание "Аврора" 1985г.
Ещё по теме :
Примечание : если основных версий две, то мне лично, хотелось бы, чтобы их было три. И третьей отдельной и даже основной версией было бы : а не принадлежало ли золото роду Сакьев в Индии? )). О чём я и написала своим друзьям из Индии.))
Не может ли такое быть, что наше золотишко, родом из Причерноморья, "пилят" без нас)). Ладно бы ещё Индия и семья.....
Фото материал Национального музея в Кабуле.