Если честно, когда мне пришла в голову идея попытаться установить через блог автора так понравившегося материала, в успех я особо не верила, бложик у меня чисто для себя, для души, аудитория у него скромненькая, но вот поди ж ты, нашелся добрый (и умный, а также эрудированный) человек - подсказал. Александра, спасибо Вам большое!!!! Автор материала - Екатерина Мурашова, практикующий психолог из Петербурга, ее материалы довольно часто появляются в сети, есть книги. И, еще раз повторюсь, это пока практически единственный человек на фоне невероятно расплодившихся доморощенных и не очень психологов и взвода их последователей из числа блогеров, которого можно читать без содрогания, чьи выводы основаны на фундаментальном научном знании и невероятном количестве лет опыта. Поэтому, несмотря на то, что основная цель публикаций достигнута - имя я теперь знаю, я считаю важным еще хоть несколько раз обратиться к ее публикациям. Итак, продолжаем. Если с ребенком трудно:
Что ещё приводит к серьёзным и статистически значимым нарушениям? Не отпускания. Когда это маленький ребёнок, то у матери есть ощущение, что его всё время нужно чем-то занимать, и как-то развлекать. Это абсолютно неправильная позиция. Ребёнка нужно предоставлять самому себе в значительной части времени. Маленького ребёнка нужно предоставлять самому себе, чтобы он взаимодействовал с миром, искал, что ему интересно, исследовал окружающий мир, сочетал какие-то вещи, пытался что-то сделать. Если этого не будет, то он будет искать, кто его будет развлекать. Начиная с холодильника. Это — люди, которые едят в качестве развлечений. Уже взрослые люди, которые едят в качестве развлечений. Они по-другому себя развлекать уже не умеют. Но скорее всего это будет интернет. И это будет не создание чего-либо, а просто мелькание. Он будет искать того, кто будет его там развлекать, и найдёт. Но это ведь не то, что Вы хотите, правда? Значит, даже совсем маленького ребёнка нужно предоставлять самому себе время от времени.
Когда маленький ребенок достигает трехлетнего возраста, то ему объясняют, что родители — это не обслуживающий его персонал. Это — живые люди со своими интересами, потребностями и желаниями. Вот есть ребёнок, у него есть потребности, желания, а рядом с ним находятся родители: мама, папа, бабушка, дедушка. И у них тоже есть желания и потребности. И сосуществование — это выстраивание системы сдержек и противовесов в этих интересах. Папа хочет одно, мама любит другое, а ребёнок хочет вот этого. Давайте подумаем, как нам все это совместить.
А вот как! Сейчас папа занят одним, мама занята другим, причём это необязательно мытьё посуды, надо, например, глаза накрасить или сериальчик посмотреть. А ты займись чем-нибудь другим.
Сосуществование рядом с ребёнком других людей даёт ему обучение, а родители здесь выступают как тренажёры. Это совсем маленький ребенок. Если Вы хорошо выступите в роли тренажёра в этом возрасте, ребёнок такой 5-6-7 лет, пришедший в школу, уже смотрит на других людей и способен задать важнейшие вопросы сам себе: «Интересно, а что этот человек любит, что не любит, как он вообще устроен? Что ему интересно и что я могу предложить, если захочу его заинтересовать собой?».
Про отпускание подростков я даже говорить не буду, потому что это уже в зубах навязло. Но мысль про то, что нужно куда-то отпустить маленького ребенка, она в новинку для родителей.
И опять - стопроцентное попадание в точку: с самого раннего возраста дети умеют себя занять. С рождения. Это, кстати, одна из причин, почему я ЗА раздельное пребывание мамы и малыша в роддоме, если нет повода опасаться, что нерадивый персонал нанесет ребенку вред. Помимо всего прочего. это первый опыт сепаратного существования. Так получилось, что в условиях одного и того же роддома с разницей в несколько лет одна моя дочь после рождения проводила время в детской комнате, вторая - со мной. Я могла видеть разницу буквально воочию. Старшая отлично умела себя занять уже в возрасте двух дней от роду. У них были пустышки, пеленки и она вполне осознанно все это богатство осваивала, пребывая в состоянии полного довольства жизнью, не требуя, чтобы ей занимались, пока не начинала хотеть есть. Отлично сама засыпала, шум ее разбудить не мог никакой. Младшая, которая на совместном пребывании, была беспокойнее, спала хуже. Вот и все "плюсы" принципа с первых часов вместе с мамой.
Я работающая родительница, причем работающая часто из дома, и примерно с полугода обе дочери понимали, что может быть ситуация, когда развлекать себя нужно самим, мама недоступна. И развлекали. Если и начинали кричать, то в основном потому, что им казалось, что что-то интересное мимо них проходит, а не потому что им срочно мама была нужна. То же самое со сном - обе с самого раннего возраста прекрасно знают, что беспокоить спящих родителей нельзя. То есть просыпается мама часов в 11 утра, а ребеночек в кроватке пирамидку собирает тихо и молча... когда подросла старшая лет до четырех - вообще вопрос отпал, прекрасно занимает себя сама с утра сколько хочешь времени. Это я к чему - это я к тому, что "отпускать" детей действительно нужно с самого раннего возраста. Это опыт, необходимый всем участникам процесса. И нет, ничего не случится, если малыша не развлекать ежесекундно и не метаться около него, меняя кинетический песок на пальчиковые куклы. И, опять же, нет, это не значит, что вы бросили ребенка, это значит, что вы не мешаете ему развиваться. С учетом наших декретов, длящихся как миссия на МКС, ему вас и так слишком много.