После отмирания цезаризма, Россия неизбежно столкнется с теми же проблемами, которые "отравляют жизнь" и остальной Европе.
Жак Рансьер основной причиной кризиса современного демократического постиндустриального общества видит произошедшую подмену реальной политики её симулякром, названным им «полицией».
В общем-то с ним согласен и один из наиболее известных на сегодня французских философов прогрессистского толка, в прошлом один из лидеров французского маоизма Ален Бадью.
В своей работе «Загадочное отношение философии и политики», он указывает на двойное значение понятия «демократия» как на обоснование произошедшей подмены:
«Демократия – имя двух совершенно разных вещей.
Во-первых, это название определенной формы государства, демократического государства. С его выборами, его депутатами, конституционным правительством и т.д.
Во-вторых, это форма массового действия. Это народная или действующая демократия с ее митингами, манифестациями, бунтами, восстаниями и т.д.
В первом смысле демократия не имеет никакого отношения к политике и справедливости, во втором не является ни нормой, ни целью»
В своём втором смысле демократия является средством активного присутствия народа в политическом поле. Всего народа, а не только «взвешенных и измеренных» групп.
В первом смысле демократия – это рансьеровская полиция, во втором – политика.
Для будущей очнувшейся России очень соблазнительно будет под лозунгом «Никогда вновь» осуществить ту же подмену, что произошла и на Западе. И забыть урок 90х, когда именно такая подмена и породила национальную апатию и с ней цезаризм.
Бадью перечисляет и агентов политического, на кого можно будет опереться в борьбе с полицией.
«Существуют четыре больших группы, от которых можно ждать, что они ускользнут от мрачной дисциплины актуального порядка. Каждая из этих групп доказал возможность формы существования, не сводящейся к играм экономики и государству»
Что это за группы?
1. Студенческая и лицейская молодежь. Как пример – её успех в борьбе с «контрактом первого найма» (в том числе и благодаря акциям прямого действия)
2. Молодежь из народа, которая периодически бунтует, жжет машины и предместья (я в своё время пришел к выводу, что именно в сочетании первых двух групп – условных «Болотной» и «Манежки» и заключается секрет успешности украинского Майдана)
3. Обычные наемные рабочие, в случае прямой угрозы их интересам способные на координированные действия
4. «Новые пришлые пролетарии» - мигранты, испытывающие двойной гнет
Любая, даже самая слабая связь между этими группами откроет новую эпоху политического изобретения, считает Бадью. «Желтые жилеты» появились уже после публикации этой работы, но полностью укладываются в концепцию автора.
И именно поэтому у современного государства и нет более важной внутриполитической задачи, кроме как всеми способами пресекать возможности появления любых контактов между этими группами.
В общем, в первые же годы после отмирания цезаризма решающей для будущего нации будет не борьба «демократов» и «реставраторов», а взаимоотношение двух демократий – политической и полицейской.