Косметикой в Месопотамии пользовались все. И это не очень большое преувеличение, косметикой пользовались не только женщины и мужчины, но и, например, жертвенные животные. К сожалению, в клинописных текстах про макияж рассказывается довольно мало, но по немногочисленным изображениям, сохранившим краску, по редким упоминаниям в текстах и по археологическим находкам что-то сказать можно.
Хорошо известно два предмета декоративной косметики в древнем Междуречье – это подводка для глаз из сурьмы и румяна, изготовляемые из охристого порошка.
Самый часто упоминаемый в клинописных текстах Месопотамии косметический продукт – подводка для глаз, т.н. кайал. Сам термин кайал заимствован в Европу из арабского kuḥl, однокоренного аккадскому слову guḫlu «антимонит, сурьма», название минерала, из которого косметика и изготавливалась. Получалась иссиня-черная паста, ее наносили, чтобы подчеркнуть интенсивность взгляда. Так прежде, чем спуститься в Преисподнюю, богиня Иштар подвела себе кайалом глаза.
В Междуречье почти не сохранилось цветных изображений людей, поэтому конечно нам гораздо больше известны подведенные глаза древних египтян. Одно из редких исключений - управляющий древнего города Мари (совр. Телль-Харири в Сирии) Эбих-Или (XXIV в. до н.э.). На статуэтке подводка глаз передана битумом. А сам глаз лазуритом на ракушке.
Я намекнула в начале рассказа, что косметикой пользовались не только люди, но и жертвенные животные. Памятник, который в традиции называется стелой Коршунов (про нее можно почитать по этой ссылке) и который рассказывает о победе царя города Лагаша по имени Эаннатум (ок. 2450 г. до н.э.) над городом Умма (оба города в Южной Месопотамии, современный Ирак), дает об этом интересную информацию. Надпись на стеле, в частности, сообщает нам, что Эаннатум принес в жертву богам пару голубей, глаза которых были подведены черной сурьмой, а головы смазаны кедровым маслом, чтобы они хорошо пахли и боги были довольны.
Если статуи Месопотамии иногда сохраняли цвет за счет использования драгоценных камней, то барельефы этим могут похвастаться совсем немногие. Влажный климат Междуречья цвета не сохранял. Но иногда остатки краски позволяют реконструировать цветное изображение. На фотографии ниже голова ассирийского царя Ашшурнацирапала II (883-859 гг. до н.э.) из Нимруда. Синий цвет – те детали, которые первоначально были черными (борода и волосы), красный – серьги, колье и головной убор.
У царя, как на изображении, так и в жизни, должен был быть пышущий здоровьем и излучающий благополучие цвет лица, поэтому на щеки наносился легкий порошок из охры. Такой порошок назывался по-шумерски IM.BABBAR (букв. «светящаяся глина») и по-аккадски illur pāni «красный цвет для лица».
Хранили косметику в самых разных контейнерах. Один из любопытных примеров - три раковины с остатками косметики из сокровищ Ура (совр. телль эль-Мукайяр в Ираке). На дне раковин можно увидеть красный, зелёный и черный пигменты, сохранившиеся с 26 века до н.э.