Начало богатого на события XX века совпало с бурным развитием науки и технического прогресса. То, о чем еще совсем недавно в размеренном XIX веке, писали фантасты на страницах своих книг, становилось явью. Люди смело покоряли горные вершины, храбро спускались в морские глубины и бесстрашно поднимались в небо на "железных птицах" - самолетах.
Последний факт особенно поразил обывателей и творческую интеллигенцию. И именно полеты к облакам послужили толчком к появлению нового направления в изобразительном искусстве - аэроживописи (или aeropittura - живопись, вдохновленная полетом).
Возможность подняться в небесные выси открывала перед людьми невиданные доселе ракурсы и перспективы. Восхищенные творческие натуры не могли остаться равнодушными. Художники упивались техническими новинками, мощью и скоростью железных птиц и новыми возможностями человека, а потом делились увиденным. Многие работы аэроживописцев изображают то, что видят пилоты из своих кресел.
Интересно, что родоначальником направления оказался вовсе не художник. Филиппо Томмазо Маринетти был известным писателем, поэтом, основателем футуризма, а еще по совместительству и идеологом итальянского фашизма, умудрившимся получить ранение под Сталинградом. Поэтому и большая часть картин была выполнена в стиле модного в те годы футуризма.
Наиболее ярким представителем нового направления живописи был художник-самоучка Туллио Крали. Полет на самолете в 1928 году навсегда определил тему его удивительных полотен. Через годы он вспоминал свои ощущения:
«Полёт оправдал все мои взгляды, ожидания, знания. Волны взлёта, хвастливый шум двигателей, непреклонность воздушного винта, удивление от остановок над сотней, пятью сотнями и тысячами метров над морем, повиновение пультов управления и отсутствие дисциплины боры, от пустых мест, подъёмов — всё было невероятно, и когда я вернулся на землю, я чувствовал себя так, словно меня ограбили…»
Мастер не ограничился пассивной ролью пассажира, он увлекся воздушной акробатикой, которая расширила возможности и придала "феномен трюка" его работам.
Начавшаяся Вторая мировая война изменила судьбы, интересы и вкусы людей. А крах итальянского фашизма совпал со снижением популярности аэроживописи. И это неудивительно, ведь многие футуристы были приверженцами идей Муссолини.