Найти в Дзене

«Волки и овцы». Бенефис Валентины Талызиной

2020 год ознаменовался юбилеем актрисы Валентины Талызиной, однако пандемия внесла свои коррективы, и артистка не выходила на сцену долгих 2 года. Бенефис актрисы состоялся в 2022 году, театр Моссовета порадовал зрителей премьерой «Волки и овцы» по пьесе Островского. Это не классика, сыгранная на современный лад. Текст Островского остался цел и невредим. И вместе с тем очень своевременен, абсолютно не старомоден. Мир кишит овцами и волками и сейчас. Овцы дают себя съесть волкам. А волки идут на заклание перед более сильными волками. Деление на плохих и хороших весьма условно. Островский показывает нам сложность людской натуры. В каждом негодяе теплится душа с зародышами лучших человеческих качеств. Овцы при всей их слабости и непредусмотрительности - тонкие прекрасные натуры. Волки при столкновении с более сильным дают заднюю, поджав хвост. Другие, обернувшись в личину овцы, вдруг становятся оборотнями и подавляют еще вчерашнего альфа-самца. И все это приправлено легким юмором классика

2020 год ознаменовался юбилеем актрисы Валентины Талызиной, однако пандемия внесла свои коррективы, и артистка не выходила на сцену долгих 2 года. Бенефис актрисы состоялся в 2022 году, театр Моссовета порадовал зрителей премьерой «Волки и овцы» по пьесе Островского.

"Волки и овцы". Фото представлено театром Моссовета
"Волки и овцы". Фото представлено театром Моссовета

Это не классика, сыгранная на современный лад. Текст Островского остался цел и невредим. И вместе с тем очень своевременен, абсолютно не старомоден. Мир кишит овцами и волками и сейчас. Овцы дают себя съесть волкам. А волки идут на заклание перед более сильными волками. Деление на плохих и хороших весьма условно. Островский показывает нам сложность людской натуры. В каждом негодяе теплится душа с зародышами лучших человеческих качеств. Овцы при всей их слабости и непредусмотрительности - тонкие прекрасные натуры. Волки при столкновении с более сильным дают заднюю, поджав хвост. Другие, обернувшись в личину овцы, вдруг становятся оборотнями и подавляют еще вчерашнего альфа-самца. И все это приправлено легким юмором классика.

Валентина Талызина в роли Мурзавецкой. Фото представлено театром Моссовета
Валентина Талызина в роли Мурзавецкой. Фото представлено театром Моссовета

Пьесу для бенефиса Валентина Талызина выбрала сама, объясняя тем, что давно мечтала сыграть Меропу Давыдовну Мурзавецкую.

Игорь Яцко – режиссер постановки – смог гармонично внести ностальгирующий отрывок с хроникой творческого пути актрисы в ткань пьесы.

Валентина Талызина великолепно исполнила характерную роль этакой плутоватой и одновременно богобоязненной помещицы. Возвышающейся и держащей горожан в кулаке, за что ее боятся и уважают. Мурзавецкая способна на подлость. Она отдает себе отчет, что могут осудить за содеянное и, боясь суда жизненного и небесного, все же идет на риск для получения выгоды. Однако она же столь мила, когда проявляет любовь и заботу к своему неудачливому племяннику-пьянице. И она же вмиг сбрасывает воинственную личину и становится овцой перед более сильным волком Беркутовым. Столь многогранный образ актриса исполнила фактически ограниченная в движениях: лишь голосом, мимикой и жестами. Одним словом, высокий уровень театрального мастерства.

Александр Яцко в роли Беркутова. Фото представлено театром Моссовета
Александр Яцко в роли Беркутова. Фото представлено театром Моссовета

Совершенно не стремилась затмить собой Валентина Талызина молодых актеров. По информации театра актриса сама выбирала компаньонов по сцене. Яркую роль вдовы Евлампии Купавиной исполнила Марина Кондратьева. Немного декадентская, чуть ломающаяся, глупая, добрая и очень красивая. Этакая Рената Литвинова 19 века.

Марина Кондратьева в роли Купавиной. Фото представлено театром Моссовета
Марина Кондратьева в роли Купавиной. Фото представлено театром Моссовета

Что же до других артистов: великолепно сыграл роль пьяницы Аполлона Мурзавецкого Андрей Акундинов. А романсы в его исполнении просто прекрасны.

Андрей Акундинов в роли Аполлона Мурзавецкого
Андрей Акундинов в роли Аполлона Мурзавецкого

Не без доли юмора сыграна партия монашенки Глафиры и судьи Лыняева. Девушка-бесприданница, охотящаяся за состоятельным мужчиной – вечная российская тема. И здесь уже волк – женщина, а Лыняев, столь почтенный и разумный гражданин, непоколебимый и принципиальный холостяк вмиг оказывается обманутым.

Анастасия Тагина в роли Глафиры. Александр Бобровский в роли Лыняева. Фото представлено театром Моссовета
Анастасия Тагина в роли Глафиры. Александр Бобровский в роли Лыняева. Фото представлено театром Моссовета

Очень трогательный момент поклона актрисы последовал на сцене. Это ведь не только завершение спектакля, а фактически прощание со сценой и прощание со зрителями. Некий итог творческого пути. И пусть зритель уже не тот, и кое-кто в кулуарах шепчет: «Кто такая Валентина Талызина». Оно и не мудрено. Ведь на сцене Моссовета актриса с 1958 года. У многих родители еще не родились в это время. Между тем сорваны овации. Актрису провожали стоя.

Оттого и грустно. Уходит поколение, целый пласт творческой театральной интеллигенции. Вот так, под звуки аплодисментов уже совсем чужих зрителей.