Найти в Дзене

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе.

Продолжение. Начало здесь.

Конструктивная критика обязательно должна предлагать выход из неприятной ситуации. Если я считаю чужую проблему "мелкой" и "незначительной" (и заявляю об этом человеку, который из-за нее переживает), это никак нельзя назвать конструктивным общением. Когда же такая ситуация повторяется систематически, - допустим, в отношениях взрослого и ребенка, - ваш близкий действительно может увериться в том, что как сам он, так и его переживания никому не интересны. Но как быть, если вы действительно думаете, что проблема надумана и, как говорится, выеденного яйца не стоит? Стоит поразмыслить, почему вы так в этом уверены; возможно, вам кажется, что проблему легко решить - тогда предлагайте решение вместе с оценкой ситуации.

Представьте ситуацию, когда ребенок долго готовился к выступлению в школьном спектакле, - для него это было важное, ответственное событие. Он много переживал, старался, вживался в роль, и вот... спектакль провалился. Естественно, малыш расстроен, он готов расплакаться.

Родители могут отреагировать на это по-разному. Могут вот так:

- Ну что ты ревешь, большой ведь уже, стыдно! Да наплевать всем на твой спектакль, никто его всё равно не видел! Нашел из-за чего переживать!

Говорящий это, скорее всего, хочет утешить ребенка, поскольку сопереживает ему; вот только ребенок понять это не в силах. Для него ясно одно: вместо желанной поддержки, которая ему сейчас нужна как никогда, он получает от родителей... запрет на выражение своего искреннего горя ("ну что ты ревешь", "стыдно") и отрицание ценности очень важного для него дела ("наплевать всем", "нашел из-за чего переживать" и т.п.) В результате ребенок расстроится еще больше, - за что, скорее всего, получит очередной выговор от родителя.

Кто-то отреагирует так:

- Да ну его, этот спектакль! Пойдем лучше мороженого поедим!

Кажется, что этот вариант лучше предыдущего; между тем, это тоже обесценивание, только скрытое. Ребенка подкупают, отвлекают от переживания эмоций и опять говорят о том, что важное для него - для родителей всего лишь пустяк. Да, здесь более явно выражена эмпатия, сопереживание, - но не более того.

Мы дадим свое видение конструктивной критики в следующем материале. Оставайтесь с нами и предлагайте свои возможные варианты в комментариях!