10 марта 1864 года король Баварии Максимилиан II скоропостижно скончался в возрасте всего 53 лет. В тот же день на престол взошёл его 18-летний сын Людвиг II. К большому счастью Рихарда, новый баварский король был ярым поклонником его опер с 12 лет. Вскоре после вступления на престол король Людвиг II попытался разыскать Вагнера. После безуспешных поисков в Вене и Цюрихе, эмиссар короля Людвига, наконец, нашёл композитора, когда тот находился в Штутгарте.
Королевский секретарь Людвига впервые попытался связаться с Вагнером, когда Рихард обедал с Эккертом. Эмиссар послал к их столу гонца, который вручил Вагнеру карточку с надписью «Секретарь короля Баварии». Скептически настроенный и опасаясь, что это уловка кредиторов, Вагнер прогнал посыльного и позже попытался незамеченным выбраться из ресторана. Но настойчивый эмиссар проследил за ним до отеля и назначил встречу с Вагнером на следующий день.
Когда он встретился с Рихардом, королевский секретарь вручил ему кольцо, фотографию короля и письмо, написанное самим королём. Прочитав письмо Людвига, Вагнер разразился слезами радости, облегчения и удивления. В своём письме король предлагал Вагнеру больше, на что он мог надеяться. Для Вагнера это было настоящим чудом.
4 мая 1864 года Рихард Вагнер, которому уже исполнился 51 год, принял приглашение короля Людвига II на аудиенцию в королевском дворце в Мюнхене.
Верный своему слову, Людвиг почти сразу же помог Вагнеру, выплатив его долги, предоставив ему жилье и организовав постановку его произведений в Мюнхене. Уже через год после знакомства с королём состоялась премьера последнего произведения Вагнера «Тристан и Изольда» в Мюнхенском королевском придворном театре.
На озере Штарнберг, недалеко от Мюнхена, король подарил Вагнеру красивую виллу, и там он провёл лето 1864 года. Летний дворец короля находился всего в миле или двух от него. И монарх, и композитор часто общались друг с другом.
Ганс фон Бюлов, бывший ученик и друг Вагнера, был вызван для того, чтобы стать дирижером «Тристан и Изольда» и приглашен пожить у Рихарда как гость. Козима (супруга Ганса) прибыла с двумя её дочерями, а фон Бюлов из-за болезни последовал за ней в следующем месяце.
Влияние Козимы на Вагнера началось сразу. Он был одинок и подавлен с тех пор, как разлучился с женой. И с появлением этой женщины с артистическим темпераментом и властным интеллектом, являющейся незаконнорождённой дочерью Ференца Листа и блестящей графини Мари д'Агу пробудила в нём новые представления о «душевной женщине». (Пара предположительно встречалась на протяжении всего 1863 года, вплоть до 1865 года. И все это время Ганс, вероятно, был взволнован тем, какой интерес Козима проявляла к его рабочим делам).
В октябре Вагнер переехал в роскошный дом в Мюнхене, построенный Людвигом. Люди обратили на него внимание, и вскоре Вагнера прозвали «Лолой II», ссылаясь на Лолу Монтес, презираемую любовницу деда Людвига, Людвига I. Она жила в доме неподалеку, где теперь жил Вагнер.
В ноябре 1864 года Людвиг решил поддержать просьбу Вагнера о строительстве в Мюнхене театра. Но мечта Рихарда осуществилась в Байройте, а не в Мюнхене. И Людвиг по-прежнему оставался основным источником финансирования.
Для Вагнера это был период безграничного счастья. Осуществлялись его самые высокие мечты, и он свободно реализовывал свои творческие цели. Но такой «бесконечный рай» не мог длиться долго. Его враги вели против него мощную и активную борьбу. Многие подданные Людвига и большинство его советников были недовольны безрассудными расточительствами со стороны короля. Людвиг сначала отказывался признавать слухи о распутном похождении своего героя. Но растущее общественное давление заставило его подчиниться. Казалось, что весь Мюнхен знал о Вагнере и Козиме, и в прессе даже появились сообщения о тайном романе.
10 апреля 1865 года Козима родила в Мюнхене дочь Изольду (как шептались, от Вагнера). Премьера оперы «Тристан и Изольда» состоялась 10 июня в Мюнхене под руководством мужа Козимы Ганса фон Бюлова.
Наконец, 6 декабря 1865 года, когда скандал, связанный с романом Вагнера и Козимы, разгорелся, Людвиг неохотно сообщил Рихарду, что тот должен покинуть Баварию. Но в то же время он пообещал помочь ему оплатить жилье в Швейцарии. Расстроенный Людвиг даже подумывал отречься от престола, чтобы последовать за Вагнером, но Рихард отговорил его от этой идеи. Он понимал, какой катастрофой станет отсутствие короля, поддерживающего его творчество. Вагнер был вынужден покинуть город. Но он продолжал жить роскошно, а его королевский покровитель оплачивал расходы.
Даже когда Вагнер находился вдали от баварской столицы, король продолжал продвигать его произведения. В Трибшене Вагнер закончил «Мейстерзингеров» премьера которых состоялась в Мюнхене в 1868 году. После того как Вагнер вернулся к своему «Кольцевому циклу» Людвиг потребовал специальных предварительных показов первых двух произведений – «Рейнгольд» и «Валькирия» в Мюнхене, вопреки желанию Вагнера. Но Рихард рассматривал «Кольцо» как целостное произведение, которое должно быть представлено как единое целое в полностью подходящем для этого месте.
Через четыре дня после просьбы Людвига Вагнер уехал из Мюнхена на поезде в Швейцарию.
Рихард в одиночку добрался до Женевы, где провел первые несколько месяцев. В начале марта 1866 года Козима навестила его там, пробыв примерно три недели, чтобы они оба могли подыскать подходящее место для жизни в Швейцарии. Вскоре они нашли то, что им понравилось в Люцерне - большой дом на мысе Трибшен на Люцернском озере.
В середине апреля, после того как король Людвиг заплатил аванс за первый год аренды, Рихард Вагнер переехал в свою новую виллу. Со времени своего пребывания в отеле «Швейцерхоф» во время работы над «Тристаном» Вагнер считал Люцерн одним из своих любимых городов. Здесь, в Трибшене, а позже вместе с Козимой, он проживёт следующие шесть лет. В знак благодарности Вагнер писал королю:
«Куда бы я ни бросил взгляд из своего дома, меня окружает настоящий мир чудес. Я не знаю более прекрасного места на этой земле, и нигде я не чувствую себя более дома, чем здесь».
Пока Козима только время от времени навещала Вагнера в Трибшене, возвращаясь к мужу в Мюнхен.
Смерть Минны (первой жены Рихарда) в январе означала, что Вагнер теперь мог свободно жениться на Козиме. Её брак уже разваливался, но она не уходила от мужа до 1868 году, а Ганс фон Бюлов дал ей развод только в 1870 году.
22 мая король Людвиг нанёс визит в Трибшен, чтобы удивить «Дорогого» Рихарда в день его рождения.
Второй ребёнок Рихарда и Козимы родился в Трибшене 17 февраля. Они назвали свою дочь Евой в честь персонажа последней оперы Вагнера, героини «Мейстерзингеров». Эту оперу Вагнер закончил и подарил Людвигу на Рождество, которое также было днём рождения Козимы. (На самом деле она родилась в канун Рождества, но они с Вагнером всегда отмечали её день рождения 25 декабря). Но в 1867 году она праздновала свой день рождения в Мюнхене со своими девочками и мужем Гансом.
В апреле Ганс был назначен капельмейстером короля Людвига II, и ему предстояло дирижировать «Мейстерзингерами». Рихард Вагнер прибыл в Мюнхен, чтобы подготовить дебют его последней оперы. Остановиться ему пришлось в доме фон Бюлова. Атмосфера в доме и во время репетиций, должно быть, была напряжённой.
Но шесть месяцев спустя, 21 июня 1868 года, премьера «Мейстерзингеров из Нюрнберга» привела в восторг всех любителей опера Мюнхена, в том числе Людвига и Вагнера, которые сидели вместе в королевской ложе. Этот поступок вызвал ажиотаж среди баварской аристократии, но публика демонстрировала привязанность к своему королю.
В рамках своей финансовой поддержки в 1864 году король купил права на ещё не завершенное «Кольцо Нибелунгов». Людвиг считал, что это даёт ему право влиять на то, где будет исполняться «Кольцо» или его части. У Вагнера же были совершенно другие представления о том, как и где должен исполняться его шедевр. Национальный театр в Мюнхене был неподходящим местом, как он считал. И было немыслимо, чтобы «Кольцо» было разделено на части и исполнялось по кусочкам, а не как законченное произведение, которое он ещё даже не успел полностью создать. Вагнер снова и снова объяснял Людвигу свою концепцию единого «Кольца», но переубедить Его Высочество было невозможно. В конце концов, несмотря на его упорные возражения, в Мюнхене состоялась премьера «Рейнгольда» и «Валькирии». Но успехом постановку назвать было нельзя. Эти выступления были преждевременными.
Теперь Вагнеру стало ясно, что он должен делать. Он должен был спроектировать и построить свой собственный театр, где он мог бы полностью контролировать свои музыкальные драмы. Но где?
В апреле 1871 года Вагнер и его жена Козима отправились в Байройт, на север Баварии. Рихард слышал об Маркграфском оперном театре в Байройте и хотел посмотреть, может ли он подойти для его целей. Вскоре стало ясно, что он совсем не подходит. Однако Вагнер и городские власти Байройта пришли к соглашению о предоставлении земли и готовности позволить композитору построить новый театр по собственному проекту. Теперь ему нужны были только деньги, чтобы оплатить свой проект.
Король Людвиг выделил Вагнерам большой дом в Байройте, который композитор назвал Ванфрид (безумие и мир). Он и его семья переехали в новый дом в апреле 1874 года, в том же году, когда из-за недостатка финансирования было остановлено строительство нового Фестивального театра.
Вагнер все же достроил свой театр в Байройте благодаря помощи короля. Наконец, в августе 1876 года произошло долгожданное событие, и однажды утром маленький городок Байройт проснулся, чтобы прославиться. Императоры Германии и Бразилии, король Баварии, великие князья Веймарский, Баденский и Мекленбургский, русский князь Владимир и князь Гессенский, выдающиеся музыканты во главе с Ференцем Листом, Камиль Сен-Санс и Эдвардом Григом. Критики со всех стран и сторонники Вагнера со всей Европы и даже из Америки стекались в город, чтобы услышать это новое в оперном искусстве - эту «музыку будущего». Император Германии тоже прибыл 12 августа и был принят с должными церемониями.
Так была, наконец доведена до изображения великая тетралогия, над которой Вагнер работал более четверти века и которая была, без сомнения, главным трудом его жизни. Ни один драматург или композитор никогда прежде не вынашивал такой замысел, и теперь, наконец, он был осуществлен. Некоторые гениальные люди действительно понимали его, и это было его высшей наградой. Музыкальный мир разрывался на части аргументами за и против нового искусства, но Вагнер, по крайней мере, дожил до того, чтобы воплотить в жизнь одну мечту своей жизни.
Но, несмотря на сумасшедший художественный успех, он обернулся финансовой катастрофой. Фестивальный зал Вагнера пустовал ещё шесть лет, и Вагнер был вынужден получить беспроцентную ссуду от баварского правительства. 26 июля 1882 года в Байройте состоялась премьера последнего крупного произведения Вагнера - оперы «Парсифаль» за шесть месяцев до смерти композитора. Он завершил свою последнюю оперную работу, находясь в Италии, на Амальфитанском побережье, в Равелло.
Начало читайте здесь:
-------------------------------
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк.
-------------------------------------------------