Возникновение психотравм
Психотравма – это состояние сильного испуга, переживаемого человеком при столкновении с внезапным, потенциально угрожающим его жизни событием, которое превосходит возможности индивида и которое он не способен ни контролировать, ни эффективно отреагировать на него.
Одним из первых, кто изучал происхождение и влияние психотравм на жизнь человека, был З. Фрейд. Опираясь на труды Ж.М. Шарко и Й. Брейера, Фрейд выдвинул гипотезу о том, что источник травмы находится не в самом травмирующем событии, а в аффекте, который возникает в процессе и влечет за собой расщепление Эго. Эту же линию продолжил К. Юнг: предпринятое им исследование блокированных аффектов и диссоциированных состояний привело к выводу о существовании множества индивидуальных историй и фантазий (комплексов), касающихся травмы, иначе говоря – к пониманию множественности травмы. В более поздних исследованиях на эту тему психотравма понимается как результат воздействия на психику стрессового фактора.
Выделяются следующие виды травм: шоковые, или травмы угрозы жизни; эмоциональные, или травмы, связанные с эмоциональными переживаниями горя, потери, конфликтов и пр., и так называемые травмы развития, произошедшие в детском возрасте и повлиявшие на ход личностного развития ребенка.
Как видно в изначальном определении психотравмы, ключевым фактором является не объективная составляющая события, вызвавшего травму, а субъективная реакция человека на него. Отсюда следует наличие условий, при которых человек становится более восприимчивым к психотравмирующим событиям:
- Детский возраст
Это стоит отметить в первую очередь, т.к. защитные механизмы детской психики еще недостаточно развиты, а значит, снижена способность к саморегуляции и противостоянию пагубному влиянию извне. Дети воспринимают острее внешние воздействия, к тому же, они сильно привязаны к значимым взрослым, эмоциональная холодность или непредсказуемость которых могут нанести травму с большой долей вероятности.
2. Особенности нервной системы
Сюда можно отнести органические патологии нервной системы или же ее неустойчивость. Биологический фактор, на который можно повлиять разве что медикаментозной терапией.
3. Психические расстройства в анамнезе
Отчасти это связано с предыдущими двумя пунктами, т.к. многие психические расстройства формируются в детском и подростковом возрасте и предрасположенность к ним обусловлена физиологически.
4. Хронический стресс
Истощение ресурсов психики также снижает ее сопротивляемость в критических ситуациях.
5. Наличие схожего опыта в прошлом
Когда травма переживается человеком повторно, с одной стороны, это может способствовать выработке и совершенствованию защитных механизмов психики в подобных ситуациях. С другой стороны, негативный опыт закрепляется и при многократном повторении травмы провоцирует психическое расстройство и деформацию картины мира травмированного человека (к примеру, в случае затяжных военных действий, домашнего насилия и т.д.).
В зависимости от состояния человека, травмирующее событие может воздействовать на него одним из следующих способов: либо происходит мобилизация ресурсов психики, и в результате – успешное преодоление травмы и использование данного опыта для личностного роста; либо истощение ресурсов и закрепление непроработанной травмы. Исследование показало, что неадаптивный выход из психотравмирующей ситуации снижает мотивационный и волевой компонент психики человека, склоняя его к фатализму («мой опыт показывает,что я не в силах что-либо изменить», «чему быть, того не миновать», «бывают события, над которыми никто не властен»), а также негативно влияет на самооценку. Если же человек успешно адаптируется к изменяющимся условиям, он принимает не зависящие от него обстоятельства как данность, но притом самооценка не страдает и не снижается мотивация для дальнейших действий.
Источники: https://psyjournals.ru/files/22394/mpj_2003_n1_Mazur.pdf?ysclid=lazja2dsxs674678556; https://moluch.ru/archive/338/75700/?ysclid=laziv3h077683384014