Найти тему
Особый взгляд

Как незрячие люди решают, какая вещь красивая, а какая — нет?

«И в щербатой вазе, и в занозистой деревянной шкатулке иной незрячий распознает прекрасное. Все же красота очень субъективна»
Иллюстрация: Галина Воробьева
Иллюстрация: Галина Воробьева

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Маргарита Мельникова, незрячая с рождения

«С одной стороны, можно сказать, что красота субъективна, субъективны наши представления о ней.

С другой стороны, не стоит отрицать зависимость представлений о красоте от среды, в которой мы живем, от эпохи, от культуры в широком смысле этого слова.

Чувство прекрасного, умение отмечать красоту не врожденное — оно прививается, воспитывается, формируется при взаимодействии с окружающими.

Но как сформировать понятие о красоте у незрячего человека? Здесь и далее буду подразумевать того, кто родился незрячим или не видит с раннего детства.

Можно такому малышу, ребенку, а затем — и подростку, рассказывать о сочетаемости цветов, о гармоничности внешнего облика вещи, однако гораздо больше внимания незрячий будет уделять текстуре материала, форме, наличию или отсутствию тактильно заметных изъянов и дефектов.

Далеко не факт, что вещь, которая кажется красивой на ощупь, будет столь же привлекательной на взгляд.

У незрячего в руках может быть платье из мягкой, приятной ткани, не рваное, без очевидной асимметрии, без торчащих с изнанки ниток. Однако на поверку швы окажутся неровными, на рукавах обнаружится потертость, которую не определить тактильно, а на спине — огромное въевшееся пятно.

Грубо вытесанное деревянное изделие, о которое легко занозить пальцы, незрячий может посчитать некрасивым, хотя на вид оно великолепно и обладает особым очарованием.

Чашка со сколом, тумба с царапиной на лакированной поверхности вдруг теряет тактильную привлекательность, а глазу не заметен ни крошечный скол, ни повреждение поверхности предмета мебели.

Увы, гладкое, мягкое, симметричное красивым оказывается не для всех и не всегда. Это не значит, что незрячий не должен доверять своему осязанию. Просто нужно учитывать нюансы, которые заметны только визуально.

Однако и в щербатой вазе, и в шершавой, занозистой деревянной шкатулке иной незрячий распознает прекрасное. Все же красота действительно очень субъективна».

Регина, незрячая с рождения

«Проще в этом плане, конечно, тем, у кого раньше был остаток. У них есть собственные критерии красоты, они их стараются придерживаться, хотя и у них порой взгляды меняются под влиянием обстоятельств, изменений в характере, мнения окружающих.

Что касается незрячих с рождения, тут многое идет из детства. Родители, родственники, друзья и педагоги прививают ребенку понятия о красоте, нередко — разные.

Важно дать ребенку представления о цвете и сочетании цветов, суметь объяснить то, чего он никогда не видел. Влияют и стереотипы, книги, фильмы.

Здорово, что существуют экскурсии, выставки для незрячих, они также помогают сформировать понятие красоты.

Мне в детстве старались объяснить цвета и оттенки, кажется, у моих близких взрослых это получилось. Незрячий человек берет вещь в руки, рассматривает ее, слушает описание зрячих. Зрячий рассказывает о цвете, о рисунке или его отсутствии, о том, как и с чем бы это могло хорошо смотреться. А незрячий человек на основе своих представлений делает выводы и определяет, насколько вещь хороша и красива лично для него, именно ему подходит.

Характер, конечно, тоже играет свою роль. Кто-то любит все яркое, кому-то ближе строгость и минимализм.

Естественно, что к мнению близких зрячих мы тоже прислушиваемся, особенно, если наши вкусы совпадают.

Вкусы и предпочтения, кстати говоря, меняются по мере взросления и изменений характера».