22 ноября - День психолога в России. Для ТФ МГУ этот праздник имеет огромное значение. Факультет психологии в университете появился в 2006 году вместе с факультетом Прикладной математики и Информатики. В связи с этим студенты факультета психологии организовали психологический квест, состоящий из пяти комнат, в каждой из которых будут подготовлены задания, выполняя которые участники смогут лучше понять свои чувства и эмоции, а также узнать для себя что-то новое:
1. Сказкотерапия
2. Арт-терапия
3. Танцевальная терапия
4. Энерджайзер
5. МАК-терапия
О пользе и значении каждой комнаты вы сможете прочесть ниже от лица каждого организатора в небольшом интервью с ними.
Организатором самого квеста выступила Козорез Ольга, П1-19:
- «Как пришла идея создать квест? Были ли другие альтернативы проведения Дня психолога?»
- «Сначала мы думали сделать как в прошлом году - подготовить несколько секций, где будут полноценные тренинги, и их различные тематики. Потом в ходе мозгового штурма со старостами психологов, Доленко Игорь, П2-20, предложил сделать квест. И дальше я попробовала развить эту идею. В итоге мы разработали 5 комнат, где у каждого желающего была возможность побывать везде и раскрыть для себя частичку неизведанного в психологии».
- «Как выбирали организаторов комнат?»
- «Кто участвовал в первом сборе и обсуждении дня психолога, собственно практически все те же добровольно вызвались. Я сама тоже хотела проводить комнату с МАК, но поняла в итоге, что мне придется следить за процессом и координировать, если что ребят, и нашла другого человека».
- «Какое впечатление осталось от проведения квеста? Может быть были какие-нибудь ожидания?»
- «В целом все прошло не плохо. Конечно хотелось бы, чтобы больше было желающих участвовать в таком мероприятии, и самой тоже хотелось взаимодействовать с ребятами. Но мне очень понравилось, как организаторы каждой комнаты подошли к своей работе - они вложили туда все свои силы и ресурсы, что было несомненно ценно».
Интервью с одним из организаторов сказкотерапии, Зариповой Софией, П1-20:
- «Почему ты выбрала стать организатором именно сказкотерапии?»
- «Я выбрала сказкотерапию, так как данный вид терапии относится к моей курсовой работе и с теоретической стороны я знакома с ней».
- «Какие были ожидания от проведения? Какое впечатление осталось?»
- «Ожидания были, что пройдет все хорошо, в принципе все получилось. Немного переживала, но когда зашла первая группа, все волнение испарилось. Они были очень открытыми студентами, быстро пошли на контакт и все прошло очень даже хорошо. Но так как времени было мало - для сказкотерапии требуется хотя бы час - а у нас время поджимало, и кто-то из них не успел рассказать свою историю. Но, несмотря на это, все прониклись терапией и все прошло хорошо».
- «Расскажи пожалуйста про значение и пользу сказкотерапии.»
- «Сказкотерапия помогает человеку прожить те эмоции, в которых он нуждается, которые он не прожил. Либо есть какая-нибудь травматичная ситуация для человека и он проживает все эмоции в сказкотерапии. Таким образом, он придумывает историю, проигрывает ее для своего персонажа и освобождается от негативных эмоций».
Про арт-терапию нам рассказала Яковлева Анастасия, П2-21:
- «Почему ты решила стать организатором именно комнаты с арт-терапией?»
- «Сама по себе я очень творческий человек, который с самого детства в творчестве. Поэтому при распределении комнат я выбрала именно арт-терапию».
- «Какие впечатления остались? были ли какие-нибудь ожидания, и оправдались ли они?»
- «Все было так как я ожидала и даже лучше! Только очень жаль, что так мало народа захотело посетить данное мероприятие».
- «Хочется знать про значение и пользу арт-терапии, как она может быть полезна для нас.»
- «Арт-терапия — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Создавая на листе бумаги образы, человек устанавливает контакт со своим подсознанием. Там нередко хранятся травмирующие воспоминания, которые оказывают на нас давление и создают неблагоприятную психологическую атмосферу. Вынося травмирующие или беспокоящие образы на бумагу, человек не только освобождается от их воздействия, но и переосмысливает их, трансформирует, делает более понятными и менее болезненными.
Рисование – это творческий процесс, и, сопутствующее ему вдохновение, создает в коре головного мозга тонизирующий очаг возбуждения. Он служит источником позитивной энергии и положительных эмоций, помогает преодолеть апатию и депрессию».
Давайте теперь получше узнаем про дэнс-терапию, или танцевальную. Об этом нам рассказала Шахиди Фаррина, П1-21:
- «Почему ты выбрала стать организатором именно дэнс-терапии?»
- «Потому что моя жизнь в определённой степени связана с танцем: в детстве занималась ими, и до сих пор люблю танцевать. Также, в нашем вузе есть танцевальный кружок MSU Dance Club, который я посещаю и заведующим которого являюсь на данный момент».
- «Какие были ожидания от квеста?»
- «Ожидания, что все пройдёт весело и интересно как для студентов, так и для самих организаторов (так как для некоторых из нас это был первый и полезный опыт в проведении подобных тренингов)».
- «Хотелось бы что-то изменить, если бы была возможность?»
- «В целом, реальность в большей степени совпала с ожиданиями, я думаю, мы неплохо справились, были отдельные моменты, касаемо навыков в проведении самого тренинга, которые в дальнейшем я постараюсь учитывать».
- «Можешь кратко описать суть дэнс-терапии? то есть, для чего это помогает?»
- «Дэнс-терапия или терапия танцем (движением) - направление, в котором движение и танец выступает в качестве инструмента для чувствования, осознания и выражения собственного тела. Помогает восстановить физическую и эмоциональную интеграцию человека».
Следующая на очереди терапия под названием «Энерджайзер». Пожалуй, эта терапия именно та, о которой по названию на ум приходят самые разнообразные мысли и предположения. Про него нам рассказала студентка группы П2-21, Насырова Камила:
- «Это был твой первый опыт проведения тренинга?»
- «В стенах МГУ - да, но ранее я уже проводила подобные тренинги за стенами университета».
- «Какое впечатление осталось от квеста?»
- «Впечатление осталось хорошее, всем очень понравилось. Но было немного неловко в том плане, что пришли старшекурсники и все те упражнения, которые мы проводили, они уже знали и мне показалось, что им было немного скучно. Но радость доставило именно то, что практически все группы успели нас посетить, потому что в некоторые комнаты не все успели зайти. Всем очень все понравилось».
- «Упор был на то, чтобы незнакомые студенты в процессе знакомства и общения сплотились и мы старались обеспечить студентам, посетившим нашу комнату, хорошее настроение.
«Энерджайзер» включал в себя две части проведения квеста: первая часть проходила наподобие игры «Крокодил», а вторая часть под названием «Джойстик» заключалась в том, чтобы из группы выбрать одного человека, которого выводили из комнаты, завязывали ему глаза. Задача этого человека была в том, чтоб найти спрятанный предмет, в нашем случае это был теннисный мячик, с завязанными глазами. Двигаться можно было только по направлениям участников группы. Исходя из этого, задача участников состояла в том, чтобы направлять искавшего только с помощью слов, голоса. Когда человек находил предмет, ему следовало вернуться с ним обратно, в исходную точку.
Как я уже говорила ранее, основная задача «Энерджайзера» заключалась в сплочении людей друг с другом. Это был полезный опыт, благодаря которому я получила много положительных эмоций».
Переходим к последней в очереди, но не по значимости комнате: МАК-терапии. Про нее нам рассказала Кутдусова Карина, П1-19:
- «Почему ты решила стать организатором комнаты с МАК-терапией?»
- «Организатор квеста, Оля, предложила мне вести провести занятие в этой комнате и я согласилась, потому что в моих принципах говорить «Да» на любые возможности».
- «Это был твой первый опыт проведения тренинга?»
- «Это не первый мой опыт, потому что я работала в одной компании на позиции тренинг-менеджера. Сейчас мой диплом связан с тренингами,и я периодически их прохожу в рамках дипломной работы. Плюс ко всему у есть опыт проведения тренингов в университете и участия в них».
- «Какое было впечатление от проведения квеста? Какие были ожидания?»
- «Перед любыми тренингами всегда очень волнительно. Но когда включаешься в групповую динамику, то все волнение уходит. Все прошло замечательно, я надеюсь, что студентам очень понравилось и кто-то даже ушел с инсайтами».
- «Какая польза МАК-терапии? Чем эта терапия может быть полезна для нас?»
- «Польза в том, что из подсознания выходят инсайты: то, что человек не осозновал, то, в чем человеку сложно было признаться. То, что его внутренний критик и цензор отвергают. Также МАК помогает посмотреть на ситуацию под другим углом. На мой взгляд, МАК - универсальный инструмент, который помогает в проработке практических всех запросов, а если у человека нет запроса, то МАК поможет его сформировать».
В заключение хочется написать, что, как у участника квеста, это был важный опыт, благодаря которому я поняла некоторые эмоции, чувства, а иногда приходили мысли, о которых в повседневной жизни я бы никогда не подумала. День психолога - день специалистов, которые работают с душой человека и помогают прийти к себе настоящему. Надеюсь, в дальнейшем, профессионалов в данной области будет все больше.
Автор Хафизова Гульшат