Безусловно, если вы были или будете во Владикавказе, каждый уважающий себя Осетин, расскажет вам о выдающемся советском, российском ученом-филологе - В.И. Абаеве (род.15 декабря 1900-18 марта 2001) Представляете, жизненный путь длиной в сто лет, восемьдесят из которых, человек посвятил науке!
Главная работа всей жизни Василия Абаева – фундаментальный, первый в своем роде «Историко-этимологический словарь осетинского языка». «Что такое этимологический словарь? – писал Василий Иванович – Это самый глубинный аспект исторического словаря. А что такое этногенез? Это самый глубинный вариант истории народов». Над словарем ученый работал в течение 50 лет, каждая словарная статья сопровождена не только собственно осетинским материалом, но и лексическими соответствиями из более чем 190 языков, диалектов и наречий мира (иранских, западно-европейских, кавказских, тюркских, монгольских, финно-угорских), в нем иллюстрированы язык, ментальность, культура осетинского народа.
Васо Абаев убедительно доказал, что жизнь такого народа, как скифы, не закончилась – она продолжается в языке, обычаях, верованиях, эпических сказаниях другого этноса. И он носит имя – осетины. В своих исканиях Василий Иванович не оставлял без внимания и археологию. По крупицам в языке, в традициях и верованиях, в укладе быта Абаев восстанавливал историю становления родного народа. Он доказывал, что изолированное положение осетинского языка на Северном Кавказе ярко свидетельствует о том, что его носители пришли с севера, из степной зоны. В пользу этого ученый приводил массу убедительных лингвистических материалов. В частности, он проделал грандиозную работу по созданию и анализу словаря скифского языка, убедительно продемонстрировав его иранскую принадлежность.
Таким образом, ученый связал незримой нитью прошлое и будущее осетинского народа через "Историко-этимологический словарь".
Цитата Васо Ивановича :
— Пока человек живет, многие из окружающих — я бы сказал, большинство окружающих — проявляют живой интерес и к таким, примерно, вопросам: какую должность занимает этот человек, какие у него титулы, звания, степени и другие внешние знаки того, что называют успехом в жизни. Некоторые распространяют свою любознательность даже на такие вещи: сколько он зарабатывает, какая у него квартира, есть ли у него дача, есть ли у него машина и другие столь же суетные вещи. Но когда человек умирает, вся эта бутафория довольно быстро забывается, и существенными остаются только две вещи: во-первых, что дал этот человек обществу, своему народу, своей стране, человечеству, каким творческим трудом была отмечена его жизнь, и, во-вторых, какой светлый след он оставил в сердцах тех, кто знал его лично, или, если и не знал лично, то составил о нем определенное представление, определенный образ по его делам, по всему его жизненному поведению. Этот второй момент — человеческий образ — не менее важен, чем его профессиональные достижения, а в плане морального воздействия он даже еще более важен. Короче говоря, творческий труд и человеческий образ — вот что оставляет человек в наследие людям. Все остальное, все внешние атрибуты престижа, казавшиеся такими важными при жизни, обращаются в тлен и прах. Кому теперь интересно знать, какая квартира была у Аристотеля, или какие должности занимал Менделеев, или какие титулы и звания были у Эйнштейна? И я иногда думаю: как было бы замечательно, если бы человек ориентировался только на ту оценку, которая ждет его после смерти, а не на ту, часто ложную, обманчивую, искаженную конъюнктурными моментами и внешней видимостью оценку, которую он имеет при жизни. Сколько он сэкономил бы времени, сил и энергии, которые он безрассудно приносил на алтарь своего тщеславия и так называемой карьеры, и которые он мог бы употребить на какое-нибудь общественное полезное дело. К сожалению, не каждому это удается. Вероятно, не удалось это полностью и мне. Но все же, оглядываясь на прошлое, я, честно говоря, не могу припомнить ни одного случая, когда бы я хотя бы пальцем о палец ударил для получения какой-либо должности, звания или степени. Единственное звание, которого я энергично добивался, это звание студента Петроградского университета в 1922 году. После этого я уже не добивался никаких званий и должностей. И не скрою, что это доставляет сейчас мне большое удовлетворение. Значит, в этом отношении я жил правильно, без суеты. Очень важно жить без суеты. Суета изнашивает людей. Я уверен, что даже многие физические недуги происходят от суеты.
Коренное преобразование отношений между людьми — в этом высший смысл и конечная цель нашей жизни. Все остальные не что иное, как средство достижения этой цели.
На каждом из нас лежит долг — решая свои текущие научные проблемы, делать в то же время все от нас зависящее, чтобы скорее наступило это царство — царство доброты. Вы спросите, что можно каждому из нас для этого сделать? Ответ очень простой. Прежде всего, быть добрым самому. Будучи добрым, вы будете заражать добротой и окружающих. Ведь доброта заразительна, гораздо заразительнее, чем эгоизм и злоба. Давайте же дадим слово, что с этого дня каждый из нас будет чуточку добрее…».
Хочется помолчать после прочитанного, правда?
А насколько, мы современники, да, да мы с вами задумываемся о таких глобальных поступках, как след в истории общества, народа, да даже банально след в сердце человека, которого вы знаете или который знает вас? А какой он этот след....
Честно, я задумалась.
Продолжение следует...