Фильмы Сергея Бондарчука – золотой фонд отечественного кинематографа, часть мирового киноискусства. Его режиссерское мастерство признавали многие именитые коллеги, включая зарубежных мастеров. К примеру, Федерико Феллини, с которым Бондарчук был близко знаком и много общался. Известно, что Джон Форд специально приезжал в Канаду из США, чтобы посмотреть эпопею "Война и мир". Сергей Федорович рассказывал, что после просмотра картины американский режиссер подарил ему свою шляпу-талисман. На следующий день газеты писали: "Форд снял перед Бондарчуком шляпу!" Роберто Росселлини был восхищен "Судьбой человека" и говорил: "Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне".
Вот 5 фотографий, напоминающих о съемках знаменитых фильмов Сергея Бондарчука.
Судьба человека (1959)
Рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека" был впервые опубликован в двух номерах газеты "Правда", вышедших 31 декабря 1956 года и 1 января 1957-го. Бондарчук вспоминал, что после прочтения не мог думать ни о чем другом – перед глазами стояли герои рассказа, картины войны, концлагерь, разливы Дона. "Снять этот фильм стало для меня больше чем "творческим планом". Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни", – признавался он. Сначала Сергею Федоровичу пришлось убеждать руководство "Мосфильма", чтобы картину включили в план. На студии считали, что из короткого произведения не получится полнометражный фильм. Затем потребовалось убедить Шолохова, который сомневался в возможностях режиссера-дебютанта. К тому же писатель не представлял Бондарчука в роли простого мужика Андрея Соколова – до тех пор, пока не увидел его в гриме и одежде героя.
Война и мир: Наташа Ростова (1966)
Подбор актеров оказался одним из самых сложных этапов в подготовке к съемкам эпопеи "Война и мир". На основе литературного материала ассистенты режиссера составили подробные характеристики всех персонажей. Подходящих актеров искали в театрах и базах киностудий всей страны. Пресса широко освещала работу съемочной группы и на "Мосфильм" стали приходить мешки писем от зрителей, которые советовали тех или исполнителей. Особенный интерес вызывал образ Наташи Ростовой. Были случаи, когда студенческие и школьные коллективы делегировали своих кандидаток на киностудию, считая их похожими на Наташу. На эту роль претендовали многие актрисы, в том числе Валентина Малявина, Инна Гулая, Людмила Гурченко, Наталья Кустинская, Елена Санаева, Людмила Марченко. В итоге ее сыграла дебютантка – Людмила Савельева, выпускница Ленинградского хореографического училища имени Вагановой. На пробы балерину привела монтажер Татьяна Сергеевна Лихачева.
Они сражались за Родину (1975)
Картина "Они сражались за Родину" снята по одноименному роману Михаила Шолохова. Режиссер уговорил писателя разрешить экранизацию незаконченного произведения с условием, что фильм будет снят в тех местах, которые описываются в сюжете. Сергею Федоровичу очень хотелось задействовать в картине Василия Шукшина. У коллег были дружеские отношения. Бондарчук помог Василию Макаровичу перейти на "Мосфильм", поддержал во время трудностей с выходом "Калины красной", обещал содействовать в работе над картиной "Степан Разин". Шукшин прочел сценарий "Они сражались за Родину" и согласился. Ему было интересно посмотреть, как опытный режиссер организует массовые сцены. Бондарчук знал, что коллега страдает обострением язвенной болезни, и накануне экспедиции настоял на его лечении. О других недугах ему не было известно. Василий Шукшин ушел из жизни в разгар съемочного процесса, не завершив работу над ролью рядового Лопахина.
Красные колокола: Мексика в огне (1981)
Кинодилогия "Красные колокола" посвящена истории двух революций. Первый фильм "Мексика в огне" (1981) рассказывает о мексиканских революционных событиях 1910-1917 годов. Вторая часть дилогии – "Я видел рождение нового мира" (1982) повествует об Октябрьской революции в России. В основу сценария были положены произведения американского журналиста Джона Рида "Восставшая Мексика" и "Десять дней, которые потрясли мир". В роли Рида снялся итальянский актер Франко Неро. Во время работы Бондарчук использовал материалы архивов, которые помогли точнее воспроизвести Октябрьские события на экране. К примеру, впервые в советском кино был показан Лев Троцкий. "...У меня все документально", – подчеркивал режиссер.
Борис Годунов (1986)
Историческая драма "Борис Годунов" – экранизация одноименного произведения Александра Сергеевича Пушкина. Фильм стал масштабным проектом, в котором были задействованы кинематографисты СССР, Чехословакии, Польши и Западной Германии. Картина вышла на экраны в начале процесса "перестройки", и по мнению Бондарчука, ставила весьма актуальные для страны вопросы.
Друзья, а какие режиссерские и актерские работы Сергея Бондарчука вы бы хотели отметить? Не пропустите его легендарный фильм "Судьба человека". Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого!