Какой раздел закрытого банка самый сложный? «Первый!» - хором отвечали мои ученики и большинство коллег в начале учебного года. Но сейчас, когда многие темы уже проработаны, мнения разделились. Среди тем итогового сочинения второго раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» есть такие, которые поставят в тупик и отличника, и даже учителя. Слишком уж они философичны и тесно связаны с историей, которую многие 11-классники знают из рук вон плохо.
Накануне предстоящего испытания я решила поделиться с вами этими темами, чтобы на самом итоговом сочинении культурного шока не возникло. Предупреждён - значит вооружён!
Все эти темы я отнесла к подразделу 2.3. «Родина, государство, гражданская позиция человека». Кроме них, туда же входят блоки «Война» и «Любовь к Родине, чувство долга, подвиг». Итак, прошу любить и жаловать… О произведениях для аргументации скажу ниже.
Темы блока «Уроки истории, время перемен»:
1. Что такое нравственные уроки истории?
2. История и современность: нужен ли взгляд назад?
3. Влияет ли прошлое на настоящее?
4. Какое влияние оказывает на человека историческое время?
5. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? / Почему нам необходима память о войне?
6. Всё меняется или всё повторяется в этом мире?
7. В чём ценность исторического опыта?
8. В чем причины вражды между народами?
9. Какие времена можно назвать жестокими?
10. Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном величии исторического деятеля?
11. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»? / Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «глубже опускаясь в смысл былого», мы «раскрываем смысл будущего»?
12. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать? / Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
13. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков? / Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
14. Этот день изменил судьбу России…
15. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
16. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
17. Что должно оставаться неизменным в любое время?
18. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
19. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
20. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
21. Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?
22. Почему нужно сохранять память о героях прошлого?
23. Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков?
24. Как Вы понимаете слова А.Т. Твардовского: «Есть имена и есть такие даты, – они нетленной сущности полны»?
25. Почему миллионы людей участвуют в акции «Бессмертный полк»?
26. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
27. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся?
28. Какое время можно назвать временем перемен? / По каким признакам мы определяем время перемен?
29. Легко ли жить в эпоху перемен?
30. Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах?
31. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
32. Согласны ли Вы с мыслью Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»?
33. Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен?
34. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
35. Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
36. Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь?
37. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране?
38. Герои и антигерои в отечественной истории.
39. О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
40. Как Вы понимаете мысль поэта А.Т. Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?
41. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
42. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
43. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
44. Когда обществу становятся необходимы перемены?
45. Эпоха перемен: потери и обретения.
46. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
47. Люди, опередившие своё время, какие они?
48. Чем опасно долгое отсутствие перемен?
49. В какой период истории России Вы бы хотели жить и почему?
📚 Произведения для аргументации:
С короткими произведениями, которые подходили бы для аргументации таких сложных тем, откровенно туго. Все же я постаралась их найти и расположить в порядке возрастания объёма:
1. Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова (Отечественная война 1812 года, исторический опыт, описание битвы ветераном, проявление героизма, о котором нужно помнить);
2. Рассказ «Студент» А.П. Чехова (неостановимый ход времени и связь эпох, вечные ценности);
3. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» (образ реформатора Петра I, европеизация России и основание великого города Санкт-Петербурга);
4. Рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького (резкая перемена в жизни племени Данко, описание человека, способного двинуть человечество вперёд);
5. Поэма «Двенадцать» А. Блока (революция 1917 года, вызовы эпохи перемен, ломка старых устоев и привычных ценностей);
6. Рассказ «Судьба человека» М. Шолохова (Великая Отечественная война, потеря близких, память о прошлом, проявление героизма, о котором нужно помнить);
7. Поэма «Реквием» А. Ахматовой (страшные годы Большого террора, тема исторической памяти, испытания, которые проходит женщина в эпоху перемен, нравственные уроки истории);
8. Повесть «Обелиск» В. Быкова (Великая Отечественная война, страшные перемены в жизни школьного учителя и детей, деяния, которые заслуживают благодарной памяти потомков);
7. Роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (Пугачёвский бунт, образ Екатерины II, время перемен и нравственный выбор, вечные ценности)
8. Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого (Отечественная война 1812 года, реформаторы прошлого: Александр I, М.М. Сперанский, Наполеон Бонапарт, герой отечественной истории М.И. Кутузов, вызовы эпохи перемен, вечные ценности, нравственные уроки истории)
Удачи на итоговом сочинении!
Подготовила Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.