Найти в Дзене
Русский и Литература

49 сложных тем для итогового сочинения. Не пугаемся и разбираем 8 произведений для аргументации!

Какой раздел закрытого банка самый сложный? «Первый!» - хором отвечали мои ученики и большинство коллег в начале учебного года. Но сейчас, когда многие темы уже проработаны, мнения разделились. Среди тем итогового сочинения второго раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» есть такие, которые поставят в тупик и отличника, и даже учителя. Слишком уж они философичны и тесно связаны с историей, которую многие 11-классники знают из рук вон плохо. Накануне предстоящего испытания я решила поделиться с вами этими темами, чтобы на самом итоговом сочинении культурного шока не возникло. Предупреждён - значит вооружён! Все эти темы я отнесла к подразделу 2.3. «Родина, государство, гражданская позиция человека». Кроме них, туда же входят блоки «Война» и «Любовь к Родине, чувство долга, подвиг». Итак, прошу любить и жаловать… О произведениях для аргументации скажу ниже. Темы блока «Уроки истории, время перемен»: 1. Что такое нравственные уроки истории? 2. История и современность: нужен
Оглавление

Какой раздел закрытого банка самый сложный? «Первый!» - хором отвечали мои ученики и большинство коллег в начале учебного года. Но сейчас, когда многие темы уже проработаны, мнения разделились. Среди тем итогового сочинения второго раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» есть такие, которые поставят в тупик и отличника, и даже учителя. Слишком уж они философичны и тесно связаны с историей, которую многие 11-классники знают из рук вон плохо.

Крым. Пещерный город-крепость Тепе-Кермен. Часовня VI века
Крым. Пещерный город-крепость Тепе-Кермен. Часовня VI века
Накануне предстоящего испытания я решила поделиться с вами этими темами, чтобы на самом итоговом сочинении культурного шока не возникло. Предупреждён - значит вооружён!

Все эти темы я отнесла к подразделу 2.3. «Родина, государство, гражданская позиция человека». Кроме них, туда же входят блоки «Война» и «Любовь к Родине, чувство долга, подвиг». Итак, прошу любить и жаловать… О произведениях для аргументации скажу ниже.

Темы итогового сочинения из закрытого банка: дом, родители и дети, семейные ценности, взросление
Русский и Литература13 сентября 2022

Темы блока «Уроки истории, время перемен»:

1. Что такое нравственные уроки истории?
2. История и современность: нужен ли взгляд назад?
3. Влияет ли прошлое на настоящее?
4. Какое влияние оказывает на человека историческое время?
5. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? / Почему нам необходима память о войне?
6. Всё меняется или всё повторяется в этом мире?
7. В чём ценность исторического опыта?
8. В чем причины вражды между народами?
9. Какие времена можно назвать жестокими?
10. Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном величии исторического деятеля?
Итоговое сочинение. "Конфликт и диалог поколений": 30 тем и 7 произведений для аргументации
Русский и Литература5 ноября 2022
11. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»? / Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «глубже опускаясь в смысл былого», мы «раскрываем смысл будущего»?
12. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать? / Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
13. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков? / Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
14. Этот день изменил судьбу России…
15. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
16. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
17. Что должно оставаться неизменным в любое время?
18. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
19. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
20. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
Готовое итоговое сочинение по теме 2 раздела: "Всегда ли ценны заветы отцов?"
Русский и Литература3 ноября 2022
21. Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?
22. Почему нужно сохранять память о героях прошлого?
23. Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков?
24. Как Вы понимаете слова А.Т. Твардовского: «Есть имена и есть такие даты, – они нетленной сущности полны»?
25. Почему миллионы людей участвуют в акции «Бессмертный полк»?
26. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
27. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся?
28. Какое время можно назвать временем перемен? / По каким признакам мы определяем время перемен?
29. Легко ли жить в эпоху перемен?
30. Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах?
Итоговое сочинение, раздел №3: аргументы о роли книг, литературе и писателях
Русский и Литература29 сентября 2022
31. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
32. Согласны ли Вы с мыслью Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»?
33. Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен?
34. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
35. Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
36. Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь?
37. Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране?
38. Герои и антигерои в отечественной истории.
39. О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
40. Как Вы понимаете мысль поэта А.Т. Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?
Итоговое сочинение: банк тем. Рассматриваем 46 тем 1 подраздела. «Цель в жизни» и «Мечта»
Русский и Литература29 августа 2022
41. Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
42. Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
43. Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
44. Когда обществу становятся необходимы перемены?
45. Эпоха перемен: потери и обретения.
46. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
47. Люди, опередившие своё время, какие они?
48. Чем опасно долгое отсутствие перемен?
49. В какой период истории России Вы бы хотели жить и почему?
Кадр из фильма С. Бондарчука "Война и мир"
Кадр из фильма С. Бондарчука "Война и мир"

📚 Произведения для аргументации:

С короткими произведениями, которые подходили бы для аргументации таких сложных тем, откровенно туго. Все же я постаралась их найти и расположить в порядке возрастания объёма:

1. Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова (Отечественная война 1812 года, исторический опыт, описание битвы ветераном, проявление героизма, о котором нужно помнить);

2. Рассказ «Студент» А.П. Чехова (неостановимый ход времени и связь эпох, вечные ценности);

3. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» (образ реформатора Петра I, европеизация России и основание великого города Санкт-Петербурга);

4. Рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького (резкая перемена в жизни племени Данко, описание человека, способного двинуть человечество вперёд);

5. Поэма «Двенадцать» А. Блока (революция 1917 года, вызовы эпохи перемен, ломка старых устоев и привычных ценностей);

6. Рассказ «Судьба человека» М. Шолохова (Великая Отечественная война, потеря близких, память о прошлом, проявление героизма, о котором нужно помнить);

7. Поэма «Реквием» А. Ахматовой (страшные годы Большого террора, тема исторической памяти, испытания, которые проходит женщина в эпоху перемен, нравственные уроки истории);

8. Повесть «Обелиск» В. Быкова (Великая Отечественная война, страшные перемены в жизни школьного учителя и детей, деяния, которые заслуживают благодарной памяти потомков);

7. Роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (Пугачёвский бунт, образ Екатерины II, время перемен и нравственный выбор, вечные ценности)

8. Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого (Отечественная война 1812 года, реформаторы прошлого: Александр I, М.М. Сперанский, Наполеон Бонапарт, герой отечественной истории М.И. Кутузов, вызовы эпохи перемен, вечные ценности, нравственные уроки истории)

Удачи на итоговом сочинении!

Подготовила Анна Терехова

Раскладываем все статьи по полочкам: постоянно обновляемый навигатор по каналу
Русский и Литература13 декабря 2021
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.