Найти тему
Тропами Руси

Поонежье. Зимнее путешествие. Рассказ восьмой - Абрамовская. Малошуйский погост.

Оглавление

После Нименьги, вторым местом куда нам сегодня суждено было заехать было село Абрамовская в котором сохранился Малошуйский погост. Это настоящий Северный тройник, о которых я писал ранее в рассказе про Турчасово и Пиялу.

Оглавление.

От Нименьги до Абрамовской всего километров двадцать семь извилистого и неровного зимника. По времени путь у нас занял около часа. Но при этом мы еще заезжали в сам поселок в поисках питьевой воды. Но в поселке из местных колонок текла вода, болотно-торфяного вида. Конечно, отравится ей не отравишься - все же местные ее как-то пьют, но с непривычки, организм по-любому не обрадуется такой шутки, и ближайшее день-два можно провести в "увлекательной" игре "найди удачный кустик". Поэтому воду из колонок мы будем использовать как техническую, а оставшуюся чистую - как питьевую и воду для приготовления.

-2

От Малошуйки до Абрамосвкой чуть меньше трех километров по дороге из плит, но сейчас это отличная дорога с укатанным снегом.

В Абрамовской сохранился настоящий Северный тройник, о которых я вскользь упоминал в рассказах про Турчаово и Пиялу. Называется он Малошуйский погост. Наверное запутались да? Малошуйка - поселок, в трех километрах Абрамовская в которой Малошуйский погост. Вот и я часто в своих рассказах, Малошуйский погост называю коротко - Малошуйка, хотя это совсем не верно. Все же правильно называть Абрамовская а в ней Малошуйский погост.

-3

Вообще, с названиями в Архангельской области целая беда. Населенные пункты могут носить два и даже три названия. Абрамовская, у нее еще есть название Нижняя Малошуйка и Вачевская. Или вот к примеру Турчасово - второе название села - Посад. И такие двойные и даже тройные названия мы еще повстречаем в нашем путешествии.

А сейчас мы вернемся в Абрамовскую к Малошуйскому погосту.

Ансамбль Малошуйского погоста - один из пяти сохранившихся на Русском Севере ансамблей-"тройников", наряду с храмовыми комплексами в Кижах, Нёноксе, Ворзогорах и Почозере. Совсем недавно тройник был и в Лядинах, но в мае 2013 года, от удара молнией сгорели Покровско-Власиевская церковь и колокольня...

-4

А забегая вперед скажу, что в этом путешествии у нас получилось посетить три из пяти Северных тройников.

Так вот: ансамбль Малошуйскго погоста включает в себя шатровую церковь Николая Чудотворца, построенную в 1638 году, пятиглавую Сретенскую церковь (1870 -1873) и колокольню, построенную в 1807 году.

Почему тройник и для чего он нужен? Все очень просто: один храм был летний - неотапливаемый (холодный), а другой зимний (теплый). И здесь, казалось бы, небольшое помещение отопить куда проще, чем большое - это же логично! Но здесь, в Абрамовской, Сретенская церковь является отапливаемой - зимнем храмом, а куда боле скоромная по размерам Никольская - летний храм... И отдельно стоящая колокольня - я предполагаю, что некая традиция Русского Севера, может быть архитектурный стиль, может быть нехватка навыков и технологий, чтобы делать колокольни совместно с храмом. Хотя по Русскому Северу много храмов которые строились с колокольнями - к примеру Одигитриевская церковь к Кимже построенная 1709 году. Церкви в Мондино, Воймозере, церкви на берегах Мезени в Б. Нисогоре и Погорельце. Но все эти церкви или реконструированы и в ходе этих работ к основному объему были прирублены колокольни или же строились уже по подобию каменных храмов с трапезными и колокольнями.

-5

Историческая справка.

Малошуйский приход. Расположен по Онежско – Кемскому почтовому тракту, недалеко от устья небольшой порожистой р. Малошуйки, впадающей в Онежскую Губу Белого моря. Ближайшие приходы: Нименьгский – в 12 верстах к востоку, Кушерецкий – в 16 верстах к западу. До г.Онеги – 45 вёрст, до г.Архангельска – 278 вёрст. В составе прихода две деревни: Вачевская, с приходскими храмами; Абрамовская, в полуверсте от первой. Жителей на 1.01.1895 г. состояло: 536 м.п. и 656 ж.п.
О времени образования прихода достоверных сведений нет, т.к. письменных упоминаний не осталось. Но можно предположить, что приход образовался не позднее начала 17 – го века, судя по Указу митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго Афония к игумену Кожеозерскаго монастыря Ионе от 28 фев. 1638 г. Митрополит приказывает построить новый деревянный храм в ч. Святителя Николая на месте сгоревшаго, одноимённаго «в волости Шуйка», принадлежащей монастырю. Мы видим, что первоначально приход находился в ведении Кожеозерскаго м-ря под названием «Шуйской монастырской волости». Видимо, поэтому пахотные земли на другом б-гу реки, напротив церквей, сейчас (на 1896 г.) называются «монастырка». Храм в ч. Николая Чудотворца, построенный в 1638 г., существует до настоящего времени, благодаря неоднократным ремонтам. Первоначальный его внешний вид изменён, а здание увеличено пристройкой паперти. Особенно он серьёзно подвергся ремонту с внешней стороны в 1825 г., а внутри – в 1865 г. Престол один, в ч. Святителя Николая Чудотворца. Храм 1-главый, шатровый.
Кроме Никольскаго храма в 1698 г. 16 дек. в этом приходе был освящён другой деревянный храм во имя Сретенья Господня. Это следует из акта, копия которого имеется в памятной книге 1822 г. Храм этот сгорел в 1870 г. На месте сгоревшаго, отчасти на средства прихожан, а отчасти на пожертвования, собранные с разрешения Духовной Консистории по всей России, построен новый храм, который 8 дек. 1873 г., по благословению преосвященнаго Ювеналия, был освящён тогдашним протоиереем Онежскаго собора о. Алексеем Тошаковым при участии священников: Малошуйскаго прихода – о. Александра Ульяновскаго; Нименьгскаго пр-да – о. Михаила Василевскаго; Ворзогорскаго – о. Василия Дмитриева; Кушерецкаго – о. Евгения Синцова и диакона Онежскаго собора о. Иоанна Щеколдина. При церквях имеется отдельно стоящая колокольня, деревянная, шатровая), построенная в 1807 г. Все церковные здания обшиты тёсом, окрашены и обнесены деревянной оградой. Ризницей ц-ви достаточны, а вот утварью скудны.
Из древних вещей, находящихся в ц-ви Св. Николая, следующие: 1. Дарохранительница металлическая с двумя отделениями; 2. Дароносица со всеми принадлежностями оловянная, в форме 4-конечного креста; 3. Потир оловянный; 4. Крест напрестольный деревянный, 16 или 17 вв.; 5. Крест напрестольный деревянный, только более поздний, обложенный тонкими полосками жести; 6. Евангелие напрестольное Московской печати 7165 г. (1657 г.), пожертвованное в 1658 г. прихожанином Абрамом Стефановым с братьями на помин души их и их родственников, обложенное бархатом, по всей вероятности, в позднее время; средняя часть и профили Евангелистов на верхней доске (обложке –С.Г.) из листового серебра 76 пробы; 7. Венцы брачные, деревянные, 16 или 17 вв., с изображениями: на одном – Спасителя, на другом – Знамения Пресвятой Богородицы; 8. Ковшичек для «теплоты» медный; 9. Икона Архангельских святых: Пахомия Кенскаго, Никодима Кожеозерскаго, Александра Ошевенскаго и Диодора Юрьевогорскаго, написанная в 17 в. (после 1640 г. - года преставления Никодима Кожеозерскаго – С.Г.).
Храмы прихода содержатся за счёт кружечно – кошелькового сбора , прибыли от свечной торговли, случайных пожертвований и небольшими средствами попечительства, созданного в 1893г. На приходском кладбище в 1884г. на средства прихожан построена часовня в ч. Архангела Михаила и Св. Апостолов Петра и Павла.

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.

Мы оставили машины на перекрестке, неподалеку от погоста, а сами пошли прогуляться по Абрамовской.

-6
-7

-8

Спустились к реке. Прошли несколько улочек. Село несмотря на некоторую разруху вполне жилое - крепкое.

-9
-10
-11
-12
-13
-14

Отведенный час на осмотр пролетел быстро, нам пора ехать дальше - к следующему тройнику в Воргозорах. На выезде из Абрамовской с двух сторон от дороги раскинулось болото. Вы знаете мою любовь к болотам, и в этом году я часто посещал "домашнее" Галкинское болото, у меня целый фотопроект есть по нему. Мне особо нравятся болота во время цветения пушицы и багульника и конечно же осенью... А зимой болота дремля. Особой красоты нет. Лишь редкие, чахлые, корявые сосенки говорят о том, что внизу под толстым слоем снега находится болото.

-15
-16

А мы выскакиваем на берег Белого моря. Но моря отсюда не видать, и не только из-за того что оно сейчас подо льдом, а больше из-за тростника высотой наверное метра под два.

-17

Ухабистая дорога вдоль моря ведет нас обратно в Онегу. На горизонте видна гора. И если приглядеться, ( но дзен наверное порежет фото так, что ничего не будет видно), но поверьте, отсюда, с берега будет видны очертания ансамбля Ворзогорского погоста, а это на минуточку примерно 14 километров!

-18

Пересекаем обратно реку Нименьгу. Тут же на обратном пути мы все же нашил нормальную дорогу на деревню Нименьга. Еле заметный след был сразу за ледовой переправой - мы-то днем его еле нашли, что же говорить про ночь?

Полюбовались нашими заметенными следами дорогой через болото... Слабоумие и отвага!

-19

Здесь же в устье реки Нименьга, до белого моря около 600 метров. Вот оно, между зарослями тростника. Странно. Почему мы тогда не надели лыжи и не прогулялись? А, вроде, мы решили, что погуляем по Белому морю в Пурнеме, до которой мы должны были сегодня добраться ближе к вечеру. Да, по-моему так и было.

-20

Что же, на горизонте у нас Ворзогоры. Вперед к ним!