После Нименьги, вторым местом куда нам сегодня суждено было заехать было село Абрамовская в котором сохранился Малошуйский погост. Это настоящий Северный тройник, о которых я писал ранее в рассказе про Турчасово и Пиялу.
Оглавление.
От Нименьги до Абрамовской всего километров двадцать семь извилистого и неровного зимника. По времени путь у нас занял около часа. Но при этом мы еще заезжали в сам поселок в поисках питьевой воды. Но в поселке из местных колонок текла вода, болотно-торфяного вида. Конечно, отравится ей не отравишься - все же местные ее как-то пьют, но с непривычки, организм по-любому не обрадуется такой шутки, и ближайшее день-два можно провести в "увлекательной" игре "найди удачный кустик". Поэтому воду из колонок мы будем использовать как техническую, а оставшуюся чистую - как питьевую и воду для приготовления.
От Малошуйки до Абрамосвкой чуть меньше трех километров по дороге из плит, но сейчас это отличная дорога с укатанным снегом.
В Абрамовской сохранился настоящий Северный тройник, о которых я вскользь упоминал в рассказах про Турчаово и Пиялу. Называется он Малошуйский погост. Наверное запутались да? Малошуйка - поселок, в трех километрах Абрамовская в которой Малошуйский погост. Вот и я часто в своих рассказах, Малошуйский погост называю коротко - Малошуйка, хотя это совсем не верно. Все же правильно называть Абрамовская а в ней Малошуйский погост.
Вообще, с названиями в Архангельской области целая беда. Населенные пункты могут носить два и даже три названия. Абрамовская, у нее еще есть название Нижняя Малошуйка и Вачевская. Или вот к примеру Турчасово - второе название села - Посад. И такие двойные и даже тройные названия мы еще повстречаем в нашем путешествии.
А сейчас мы вернемся в Абрамовскую к Малошуйскому погосту.
Ансамбль Малошуйского погоста - один из пяти сохранившихся на Русском Севере ансамблей-"тройников", наряду с храмовыми комплексами в Кижах, Нёноксе, Ворзогорах и Почозере. Совсем недавно тройник был и в Лядинах, но в мае 2013 года, от удара молнией сгорели Покровско-Власиевская церковь и колокольня...
А забегая вперед скажу, что в этом путешествии у нас получилось посетить три из пяти Северных тройников.
Так вот: ансамбль Малошуйскго погоста включает в себя шатровую церковь Николая Чудотворца, построенную в 1638 году, пятиглавую Сретенскую церковь (1870 -1873) и колокольню, построенную в 1807 году.
Почему тройник и для чего он нужен? Все очень просто: один храм был летний - неотапливаемый (холодный), а другой зимний (теплый). И здесь, казалось бы, небольшое помещение отопить куда проще, чем большое - это же логично! Но здесь, в Абрамовской, Сретенская церковь является отапливаемой - зимнем храмом, а куда боле скоромная по размерам Никольская - летний храм... И отдельно стоящая колокольня - я предполагаю, что некая традиция Русского Севера, может быть архитектурный стиль, может быть нехватка навыков и технологий, чтобы делать колокольни совместно с храмом. Хотя по Русскому Северу много храмов которые строились с колокольнями - к примеру Одигитриевская церковь к Кимже построенная 1709 году. Церкви в Мондино, Воймозере, церкви на берегах Мезени в Б. Нисогоре и Погорельце. Но все эти церкви или реконструированы и в ходе этих работ к основному объему были прирублены колокольни или же строились уже по подобию каменных храмов с трапезными и колокольнями.
Историческая справка.
Малошуйский приход. Расположен по Онежско – Кемскому почтовому тракту, недалеко от устья небольшой порожистой р. Малошуйки, впадающей в Онежскую Губу Белого моря. Ближайшие приходы: Нименьгский – в 12 верстах к востоку, Кушерецкий – в 16 верстах к западу. До г.Онеги – 45 вёрст, до г.Архангельска – 278 вёрст. В составе прихода две деревни: Вачевская, с приходскими храмами; Абрамовская, в полуверсте от первой. Жителей на 1.01.1895 г. состояло: 536 м.п. и 656 ж.п.
О времени образования прихода достоверных сведений нет, т.к. письменных упоминаний не осталось. Но можно предположить, что приход образовался не позднее начала 17 – го века, судя по Указу митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго Афония к игумену Кожеозерскаго монастыря Ионе от 28 фев. 1638 г. Митрополит приказывает построить новый деревянный храм в ч. Святителя Николая на месте сгоревшаго, одноимённаго «в волости Шуйка», принадлежащей монастырю. Мы видим, что первоначально приход находился в ведении Кожеозерскаго м-ря под названием «Шуйской монастырской волости». Видимо, поэтому пахотные земли на другом б-гу реки, напротив церквей, сейчас (на 1896 г.) называются «монастырка». Храм в ч. Николая Чудотворца, построенный в 1638 г., существует до настоящего времени, благодаря неоднократным ремонтам. Первоначальный его внешний вид изменён, а здание увеличено пристройкой паперти. Особенно он серьёзно подвергся ремонту с внешней стороны в 1825 г., а внутри – в 1865 г. Престол один, в ч. Святителя Николая Чудотворца. Храм 1-главый, шатровый.
Кроме Никольскаго храма в 1698 г. 16 дек. в этом приходе был освящён другой деревянный храм во имя Сретенья Господня. Это следует из акта, копия которого имеется в памятной книге 1822 г. Храм этот сгорел в 1870 г. На месте сгоревшаго, отчасти на средства прихожан, а отчасти на пожертвования, собранные с разрешения Духовной Консистории по всей России, построен новый храм, который 8 дек. 1873 г., по благословению преосвященнаго Ювеналия, был освящён тогдашним протоиереем Онежскаго собора о. Алексеем Тошаковым при участии священников: Малошуйскаго прихода – о. Александра Ульяновскаго; Нименьгскаго пр-да – о. Михаила Василевскаго; Ворзогорскаго – о. Василия Дмитриева; Кушерецкаго – о. Евгения Синцова и диакона Онежскаго собора о. Иоанна Щеколдина. При церквях имеется отдельно стоящая колокольня, деревянная, шатровая), построенная в 1807 г. Все церковные здания обшиты тёсом, окрашены и обнесены деревянной оградой. Ризницей ц-ви достаточны, а вот утварью скудны.
Из древних вещей, находящихся в ц-ви Св. Николая, следующие: 1. Дарохранительница металлическая с двумя отделениями; 2. Дароносица со всеми принадлежностями оловянная, в форме 4-конечного креста; 3. Потир оловянный; 4. Крест напрестольный деревянный, 16 или 17 вв.; 5. Крест напрестольный деревянный, только более поздний, обложенный тонкими полосками жести; 6. Евангелие напрестольное Московской печати 7165 г. (1657 г.), пожертвованное в 1658 г. прихожанином Абрамом Стефановым с братьями на помин души их и их родственников, обложенное бархатом, по всей вероятности, в позднее время; средняя часть и профили Евангелистов на верхней доске (обложке –С.Г.) из листового серебра 76 пробы; 7. Венцы брачные, деревянные, 16 или 17 вв., с изображениями: на одном – Спасителя, на другом – Знамения Пресвятой Богородицы; 8. Ковшичек для «теплоты» медный; 9. Икона Архангельских святых: Пахомия Кенскаго, Никодима Кожеозерскаго, Александра Ошевенскаго и Диодора Юрьевогорскаго, написанная в 17 в. (после 1640 г. - года преставления Никодима Кожеозерскаго – С.Г.).
Храмы прихода содержатся за счёт кружечно – кошелькового сбора , прибыли от свечной торговли, случайных пожертвований и небольшими средствами попечительства, созданного в 1893г. На приходском кладбище в 1884г. на средства прихожан построена часовня в ч. Архангела Михаила и Св. Апостолов Петра и Павла.
Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.
Мы оставили машины на перекрестке, неподалеку от погоста, а сами пошли прогуляться по Абрамовской.
Спустились к реке. Прошли несколько улочек. Село несмотря на некоторую разруху вполне жилое - крепкое.
Отведенный час на осмотр пролетел быстро, нам пора ехать дальше - к следующему тройнику в Воргозорах. На выезде из Абрамовской с двух сторон от дороги раскинулось болото. Вы знаете мою любовь к болотам, и в этом году я часто посещал "домашнее" Галкинское болото, у меня целый фотопроект есть по нему. Мне особо нравятся болота во время цветения пушицы и багульника и конечно же осенью... А зимой болота дремля. Особой красоты нет. Лишь редкие, чахлые, корявые сосенки говорят о том, что внизу под толстым слоем снега находится болото.
А мы выскакиваем на берег Белого моря. Но моря отсюда не видать, и не только из-за того что оно сейчас подо льдом, а больше из-за тростника высотой наверное метра под два.
Ухабистая дорога вдоль моря ведет нас обратно в Онегу. На горизонте видна гора. И если приглядеться, ( но дзен наверное порежет фото так, что ничего не будет видно), но поверьте, отсюда, с берега будет видны очертания ансамбля Ворзогорского погоста, а это на минуточку примерно 14 километров!
Пересекаем обратно реку Нименьгу. Тут же на обратном пути мы все же нашил нормальную дорогу на деревню Нименьга. Еле заметный след был сразу за ледовой переправой - мы-то днем его еле нашли, что же говорить про ночь?
Полюбовались нашими заметенными следами дорогой через болото... Слабоумие и отвага!
Здесь же в устье реки Нименьга, до белого моря около 600 метров. Вот оно, между зарослями тростника. Странно. Почему мы тогда не надели лыжи и не прогулялись? А, вроде, мы решили, что погуляем по Белому морю в Пурнеме, до которой мы должны были сегодня добраться ближе к вечеру. Да, по-моему так и было.