Найти тему
Телеканал "78"

Итоги «Чёрной пятницы» в Петербурге: покупки на миллиарды и самые популярные товары

Завершается самая масштабная распродажа года: «Чёрная пятница» в этом году растянулась на несколько дней. Крупнейшие маркетплейсы России рассказали 78.ru о продажах, топе популярных товаров и покупателях-рекордсменах из Петербурга и Ленобласти.

Коллаж 78.ru: pexels.com, flaticon.com/Good Ware

Любовь к распродажам не подвластна кризисам

Никакие кризисы и шок-заявления маркетологов не способны истребить любовь россиян (и петербуржцев в частности) к главному празднику шопинга — «Чёрной пятнице». Такой вывод естественным образом следует из анализа данных по итогам главной акции года самых разных ритейлеров и экспертов. Несмотря ни на что, продажи растут.

Более того, некоторые ритейлеры заявили, что покупатели явно откладывали крупные покупки, чтобы сделать их во время распродажи. Об этом в том числе рассказали 78.ru в пресс-службе маркетплейса Ozon:

— Топ самых покупаемых товаров формирует fmcg-категория (fast-moving consumer goods, т. е. товары повседневного спроса — прим. авт.), на которую приходится порядка 60% штучных продаж. Это подчёркивает перенос закупок петербуржцами и жителями области базовых товаров на период онлайн-распродаж. Самыми растущими категориями в рамках распродажи стали товары для спорта, мебель, еда, автотовары, товары личной гигиены, товары для животных и товары для дома.

Несмотря на то, что сама акция носит название «Чёрной пятницы» и главный день распродаж в 2022 году — 25 ноября, большинство маркетплейсов, оффлайн- и онлайн-магазинов развернули мероприятие на несколько дней, а то и на целую неделю — и даже больше. Так, на Ozon акция стартовала в ночь с 24 на 25 ноября, а завершилась 28. На Wildberries акция длилась с 18 по 28 ноября, а вот онлайн-магазин косметики «Золотое яблоко» решил растянуть «Чёрную пятницу» на весь месяц, с 1 по 30 ноября. Пресс-служба Wildberries рассказала 78.ru об успешности акции:

— Распродажа вызвала высокий интерес у покупателей и превзошла показатели прошлого года. Всего участники акции заказали товаров на общую сумму около 106,4 млрд рублей, что почти вдвое больше, чем во время прошлогодней распродажи. Число же заказов в этот период увеличилось более, чем в два раза.
   Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Аналогичной аналитикой поделились и в Ozon — рост количества заказов и активных покупателей впечатляет:

— Число заказов на Ozon в Петербурге и Ленобласти за первые три дня акции, с 25 по 27 ноября, выросло в 2,2 раза относительно средних показателей ноября. В первые минуты после старта распродажи 25 ноября число заказов в минуту на площадке превысило 47 тыс. Число активных покупателей-участников акции из Петербурга и Ленобласти выросло на 76% к средним показателям ноября.

За первые три дня акции на Ozon в Петербурге и Ленобласти, по информации пресс-службы маркетплейса, пришло на 88% больше новых клиентов, чем в среднем в ноябре. При этом, половина покупателей оказались уже «матёрыми» посетителями распродаж, отметили в Ozon:

— Каждый второй петербуржец, который участвовал в акции «11.11», вернулся за покупками в «Чёрную пятницу».

Время покупать новогодние гирлянды, глинтвейн и маршмеллоу

Огромный всплеск интереса к распродаже заметили и сотовые операторы. Так, «Мегафон» сообщил о росте мобильного интернет-трафика на маркетплейсах-гигантах в 3,3 раза по отношению к 2021 году. А число покупателей среди визитёров онлайн-магазинов выросло с прошлого года втрое. При этом, всё больше интереса к онлайн-шопингу проявляют мужчины: их доля среди покупателей в «Чёрную пятницу» выросла с 30 до 40% в сравнении с 2021 годом.

Впрочем, не все источники сообщают о безоговорочной успешности распродажи. Так, «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных), по данным профильных СМИ, сообщила о том, что в первые часы акции 25 ноября объём продаж российских ритейлеров оказался ниже, чем в 2021 году. При этом, продажи одежды и обуви, косметики и парфюмерии сократились, по информации «Платформы ОФД», на 10%, ювелирных изделий — на 13%, товаров для спорта — на 19%.

   Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Впрочем, это было лишь начало акции. А вот по её итогам отчиталась «Известиям» Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ): согласно их данным, продажи в онлайн-магазинах в период акции выросли в 1,5-2 раза. Как заявили эксперты АКИТ, в 2022 году именно интернет-торговля оказалась в авангарде «Чёрной пятницы». Это подтверждают и данные «Платформы ОФД» по среднему чеку в период акции: на маркетплейсах и прочих торговых интернет-площадках он вырос на 60-70%, а вот в оффлайн-магазинах, напротив, упал на 25—30%.

Что же покупали петербуржцы, да и в целом россияне на маркетплейсах в эти дни? Как рассказали в пресс-службах Ozon и Wildberries, особой популярностью за месяц до Нового года пользовались ёлочные игрушки и прочие новогодние украшения, а также товары подарочного характера.

— Во время распродаж покупатели приобретают всё необходимое для подготовки к Новому году и подарки для родных и близких с приятными скидками, — рассказала 78.ru менеджер по связям с общественностью Wildberries Анфиса Ронжина. — Среди наиболее востребованных товаров — гирлянды, книги, кремы, пижамы и свитеры.

А пресс-служба Ozon, подтвердив интерес покупателей к новогодним товарам, поделилась историей о заказчике-рекордсмене:

— В «Чёрную Пятницу» пользователи активно закупались украшениями и подарками к новому году — например, пользователь из Ленинградской области (посёлок Кузьмоловский) собрал заказ из 168 товаров (новогодние гирлянды, светодиодные лампы, свечи, чай, глинтвейн, маршмеллоу и шоколад). Этот заказ вошёл в топ самых объёмных за три дня акции.

Рейтинги товаров: от самых популярных до самых дорогих покупок акции

Но, конечно, гирлянды и хлопушки — далеко не главная цель петербуржцев на глобальной распродаже.

   Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Самыми динамичными темпами рос спрос на более дорогостоящую продукцию: на сантехнику (+326%), автоэлектронику (+331%), ноутбуки и компьютеры (+255%), оборудование для умного дома и безопасности (+225%), а также товары для взрослых 18+ (+175%), — рассказала нам пресс-служба Wildberries.

Маркетплейсы в целом заметили всплеск спроса на электронику. Именно в этой категории был куплен на Ozon самый дорогой товар за весь период акции:

— Самым дорогим стал заказ в категории «Электроника»: клиент из Петербурга приобрел телевизор Samsung за 250 000 рублей.

Ozon также поделился списком наиболее популярных товаров, которые петербуржцы приобретали в эти дни. Вот каким он оказался:

Чайник заварочный

Подарочный набор для детей из 12 книг

Тушь для ресниц со сценическим эффектом

Влажные салфетки детские

Соляной скраб для тела

Лак для волос экстрасильной фиксации

Влажный корм для кошек

Зубная паста

Отметим, что именно с заварочным чайником на Ozon произошла интересная история, выводы из которой каждый сделает для себя сам. Как и многие онлайн-платформы, этот маркетплейс придумал интересную стратегию продвижения товаров на распродаже: на главной странице внимание покупателей привлекали баннеры с неплохими и полезными товарами по огромным (75% и больше) скидкам. Среди них оказался тот самый заварочный чайник — стеклянный, с деревянной крышкой и ситечком, модель, очень популярная сейчас как в ресторанах, так и на кухнях простых фанатов чая.

   Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Стоимость чайника без скидки составляла 699 рублей, но в определённый момент маркетплейс обещал продать его любому желающему всего за 149 рублей. Предполагалось, что у продавца есть на складе аж 10 тыс. чайников, но в момент старта распродажи они все испарились — и появилось сообщение «Распродано». Эту печальную информацию покупатели рассказали журналистам, но маркетплейс её не прокомментировал.

Кроме того, многие покупатели жаловались, что невозможно купить популярный акционный товар даже в минуту старта распродажи — то кнопка на сайте не срабатывает, то покупка отменяется… А, к примеру, в Екатеринбурге случился настоящий коллапс доставки: многие участники распродаж жаловались, что доставка их товара, купленного по акции, переносится по два-три и более раз.

Фейковые скидки и попытки борьбы с ними

Об уловках продавцов во время распродаж давно говорят многие СМИ, и немалое количество покупателей также обращает на них внимание. К примеру, всем известны манипуляции с искусственным завышением цен незадолго до акционного периода — чтобы в момент акции можно было повесить ценник с перечёркнутой старой стоимостью и «новой» ценой значительно ниже. Но, по факту, «новая» оказывается равной той цене, что была до акции, а то и вовсе превышает её.

С такой печальной историей столкнулся и автор данного материала, наивно мечтавший приобрести кроссовки популярного бренда со скидкой. До начала акции стоимость вожделенных кроссовок фиолетового цвета в крапинку на одном из маркетплейсов колебалась от 8500 до 9000 рублей. Но за три дня до «Чёрной пятницы» она неожиданно рванула вверх, преодолев планку аж в 25 тыс. В итоге, к «Чёрной пятнице» всё же появилась скидочка: на ценнике под перечёркнутой цифрой «25 000» красовался ценник «18 000». Стоит ли говорить, что автор так и остался без кроссовок…

«Яндекс» с этой уловкой и самим фактом продвижения товара за счёт фейковых скидок решил бороться. Теперь в поиске появился новый фильтр: «проверенные скидки». Алгоритм не даёт продавцам пометить «скидочным» ценником товары, цена на которые изменялась озвученным выше способом. И напротив, если скидка была сделана честно, без предварительного задирания цены, «Яндекс» помечает товары специальным знаком и указывает, на сколько процентов цена была снижена. Включая фильтр «проверенные скидки», вы не будете видеть в выдаче поисковой системы товары с ложными скидками.

   Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В начале ноября аналитики сервиса SuperJob поделились информацией о том, что петербуржцы всё меньше доверяют акциям и скидкам. Согласно их опросу, 70% ответивших петербуржцев не собирались тратить деньги на распродаже в «Чёрную пятницу».

При этом, как ни странно, молодёжь оказалась более доверчивой, чем люди постарше: как следует потратиться на главной распродаже года планировали 30% респондентов до 24 лет и только 14% людей старшего возраста. Отметим, что люди с низкими зарплатами также более падки на скидки: их ждали 23% петербуржцев с доходом ниже 30 тыс. рублей в месяц, тогда как среди тех, кто зарабатывает более 50 тыс., «акционеров» оказалось только 10%.