Найти тему
Разговорники в строю

Почему любовная связь могла создать проблемы при посещении театра в XIX в. И почему это никому не интересно сейчас

Оглавление

Наступает декабрь, а вместе с ним приближается время "Щелкунчика" и других рождественских театральных представлений. Поэтому давайте поговорим о театре.

1. Стоячие места и кресла без откидывающихся сидений — как выглядел театр XIX в.

Так выглядел театр в XIX веке
Так выглядел театр в XIX веке

Перед нами — картинка из учебника по английскому языку в картинках Торы Гольдшмидт, изданному в Лейпциге в 1920 г. Мы уже писали, что этот учебник несколько отстает от своего времени — в нем изображены реалии конца XIX — начала XX вв.

Что же мы видим в зрительном зале этого театра? Во-первых, партер. В нем уже зрители, конечно, сидят, а не стоят. Но кресла не откидываются и, похоже, нет центрального прохода. За партером есть стоячие места и обратим внимание на то, что дверь из фойе в зрительный зал приоткрыта (сейчас во многих театрах до антракта во время действия не пустили бы). И в фойе мы видим опаздывающих зрителей, а этажом выше — тех, кто приехал в буфет, а не в театр.

Во-вторых, мы видим несколько ярусов лож. Ложи стали атрибутом театра еще в эпоху Возрождения, и вплоть до конца XIX века театры строили с ложами.

Шекспировский "Глобус"
Шекспировский "Глобус"

В шекспировском "Глобусе" партер, как известно, был стоячим и предназначался для тех, кто победнее. А ложи покупала публика более богатая и знатная.

А вот Comédie-Française в конце XVIII в.:

-4

Ложи были разделены между собою перегородками (где-то сплошными, где-то символическими). Ложу можно было выкупить на весь театральный сезон и приглашать туда друзей и влиятельных людей. Можно было находиться в ложе и незаметно для окружающих — заняв место не на виду, а в уголке.

2. Страсти на сцене и в зрительном зале

До самого конца XIX в. в театр приходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль. Театр был важным местом светского общения. Зрители были обязаны соблюдать строгий этикет — и в одежде, и в поведении.

Такая функция театра была свойственно как русскому, так и западному театру. Вспомним, хотя бы, какую роль театр играет в "Графе Монте Кристо":

"Монте-Кристо, узнав, что Франц и Альбер хотели купить ложу в театре Арджентина и что все ложи оказались заняты, принес им ключ от своей ложи... Франц и Альбер стали было отказываться; но граф возразил, что собирается в театр Палли и его ложа в театре Арджентина будет пустовать, если они ею не воспользуются."

И в "Дориане Грее" (после провального выступления Сибиллы Вейн):

— Уходите, Гарри! — закричал юноша. Я хочу побыть один. Бэзил, вы должны уйти. Ах, разве вы не видите, что сердце мое разрывается!..

Слезы навернулись у него на глазах, губы задрожали, и, отойдя в глубину ложи, он прислонился к стене и закрыл лицо руками.

И конечно, невозможно не вспомнить "Анну Каренину". Ведь именно в театре светское общество недвусмысленно выразило свое отношение к связи Анны и Вронского:

"Анна же, сложив веер и постукивая им по красному бархату, приглядывается куда-то, но не видит и, очевидно, не хочет видеть того, что происходит в соседней ложе... В ложе этой, слева, были Картасовы. Вронский знал их и знал, что Анна с ними была знакома... Картасов вышел, не поклонившись, и ложа осталась пустою. Вронский не понял того, что именно произошло между Картасовыми и Анной, но он понял, что произошло что-то унизительное для Анны".

3. Крушение старого театра

Зал МХТ
Зал МХТ

Но в июне 1897 года в московском ресторане "Славянский базар" произошла встреча, ставшая судьбоносной для истории театра (в первую очередь, драматического театра!). Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко договорились о создании театра нового образца — так называемого общедоступного театра. Результатом стало возникновение Московского художественного театра (МХТ; позднее — МХАТ им. Чехова).

Для новой концепции театра понадобилось новое здание, которое появилось в 1902 году. Оно было создано на основе старого театрального здания в Камергерском переулке. Перестройкой занимался один из лучших архитекторов того времени — Федор Шехтель. Никаких лож (кроме той, что впоследствии назвали «правительственной» или сталинской) в новом театральном зале не было. Вместо этого были сидячий партер, бельэтаж и балкон, на которых солидный чиновник и предприниматель мог соседствовать с гимназистом — были бы деньги. И социальная функция театра, существовавшая в XVII-XIX вв., растворилась на пространстве истории.

При этом, ложи сохраняются в старых зданиях и остаются важным атрибутом оперного театра:

Большой театр
Большой театр

Но это уже не социальный, а, скорее, декоративный атрибут.

Более того, новый здания даже оперных театров могут строиться без лож. Например, в новом здании Мариинки есть только одна (царская) ложа (но с другой стороны, куда же без нее):

Новое здание Мариинки
Новое здание Мариинки

В следующий раз — о том, как изменилось сценическое пространство