Спрашивает мама. Хочу изменить методы воспитания ребенка. Моей дочке 5,5 лет, очень часто не слушается, игнорирует просьбы и вопросы. Делает что-то, если на нее ругаешься. Постоянно капризничает, обвиняет в своих поступках других, начинает просто ныть из-за всякой ерунды. Мы с мужем начинаем на нее кричать, после чего она говорит, что мы плохие родители. Мы решили сдерживать свои эмоции и попробовать спокойно разговаривать с ней, даже если приходится повторять просьбу по несколько раз. Скажите, правильно ли мы себя ведем? Есть ли другие способы наладить отношения с ребенком? И стать ей другом? Как долго ждать результата и будет ли с ее стороны какая-то отдача и улучшения в поведении?
Не только в 3 года, но и в 5 лет у детей бывает кризис возраста:
- они становятся капризными без особых на то причин;
- у них происходят резкие изменения в поведении, непослушные, отказываются выполнять просьбы;
- сознательно не выполняют требования взрослых, чтобы они его ругали.
Кризис длится от нескольких недель, месяцев и до года. Это индивидуально.
Если вы хотите изменить поведение девочки, оттолкнитесь от индивидуальности ребенка, а также меняете подходы к ней в позитивную форму, которая выведет ее безболезненно из кризиса. В первую очередь необходимо устанавливать эмоциональную связь с ребенком. А пока чувствуется некоторая отдаленность родителей от ребенка. Попробуете взаимодействовать с ней по-другому. Возьмите как правило беседовать с ней в хорошем тоне, терпеливо объясняя, что к чему, не назидательно, а доброжелательно как близкому другу. Имейте ввиду, у девочки нет опыта жизни, ошибки могут быть часто, да еще кризис возраста подсказывает свои правила. Учитывая все это, начинаете разговаривать с ней, когда она не капризничает, она в спокойном состоянии, вы можете достучаться до нее. Начните примерно так.
- В прошлый раз ты капризничала, ныла по пустякам, не хотела меня слушаться. Я тогда не поняла тебя, чего ты хотела? Или это просто так было? Что ты сама думаешь об этом? Пятилетний ребенок хорошо излагает мысли, поэтому легко может рассказать о том, что ее беспокоит, что не нравится. Ведь не только кризисный период мог повлиять на ее поведение, возможно. А скорее всего недопонимание между вами. Берите во внимание ее высказывания, в чем и скрывается причина ее негативизма, для вас это важно для дальнейших взаимодействий, сделаете правильные выводы после ее слов.
Просьбы взрослых, их требования девочка легко будет выполнять, если они войдут в привычку, а также если родители всемерно поощряют за совершенное дело, ее старания в занятиях, в труде по дому. Можете похвалить так, например,
- какая ты хорошая помощница у меня;
- мне очень нравится, когда мы с тобой что-то делаем;
- сама видишь, как у тебя удивительно хорошо получилось.
После выполнения ваших просьб не забудьте поблагодарить ее, сказать «спасибо». Очень приятно ей будет и неожиданно, услышать от вас такое.
Нравоучения с назидательным тоном, натаскивания, в грубой форме обращения с ребенком – безрезультатная перспектива. Дети, которых родители с целью воспитания ругают, кричат на них, да еще вдобавок некоторые родители руку поднимают на сына или дочку, то такие школьники в подростковом возрасте склонны иметь вредную привычку, потому что у них психика не выдерживает такого набора отрицательных взаимодействий со стороны взрослых. Или такие школьники уходят в длительное невротическое состояние.
Не только о ее поведении нужно беседовать с дочкой, но и останавливаетесь на разных вещах в обыденности: пусть она рассказывает с кем дружит в садике; нравится ли ей рисовать, лепить; как вы вместе всей семьей проведете выходные дни, куда намереваетесь сходить, чтобы разнообразить свой досуг. Таким образом, родители переходят совсем на другой канал общения с ребенком, на одобрительную и поддерживающую позицию. Как вы сами заметите, дочка вам станет другом. Чего вы и хотели. Но этого добиваться вам будет нелегко, помешают ваши сложившиеся старые установки в воспитании.
Для вашей ситуации необходимо проявление чувства любви, не жалейте слов искренности от души для дочки. Ну как же без этого? Без любви невозможно воспитать хороших детей. Слова признания в любви вам только помогают в этом деле, сами в этом убедитесь немного погодя.
Бывает и такое, что ребенок упрямится, хочет по-своему делать, долго сидит за компьютером. Тогда покажите твердость характера, сделаете невозмутимое выражение лица, запрещаете сидеть за устройством больше положенного времени, чем по возрасту. Сначала предупредите, что она будет сидеть только, скажем, 30 минут, как положено по возрасту. Зафиксируете время по будильнику. Строго соблюдаете такой режим по гаджетам каждый день, аргументируя, что это вредно, проконтролируете сами. Постепенно ваше чадо к этому привыкнет. И никаких но!.. Иногда полезно показать хладнокровность, иначе не будет авторитета у вас.
Немаловажный фактор в воспитании детей – это авторитет родителей. Если ваша дочь говорит, что вы плохие родители, то к этому прислушиваетесь. Это значит, ей не нравятся ваши поступки и слова в ее адрес. Здесь я не говорю о том, чтобы идти на поводу у ребенка, нет. Поймите правильно, чего-то если добиться, послушаете ее высказывания, а затем, опираясь на них, меняете подходы, методы.
Вы правильно делаете, что сдержаннее повели себя как взрослые. А теперь необходимо, чтобы в глазах девочки вы стали хорошими папой и мамой. Плохих не слушаются дети. Чтобы в дальнейшем она считалась с вами, уважала вас, для этого нужен авторитет родителей. Для этого о себе при присутствии девочки говорите обычно в позитивном плане: какого успеха добились на работе, необязательно чего-то большого героического, показываете хороший пример труда, вас похвалили, вами гордятся и т. п. Приведите истории из своего детства, каким школьником вы были, слушались папу и маму, не говорили грубых слов в их адрес, уважали их. Успешно закончили школу, создали семью, а теперь работаете и растите дочурку. Желательно подчеркивать, что старших нужно уважать. Я уверена, после ваших примеров ее мнение о вас изменится в лучшую сторону.
Малышка, если не выполняет просьбы, поручения родителей, то откуда взят этот пример? Возник вопрос: исполняют ли взрослые в семье взаимные просьбы? Или они забываются, или их не считают обязательными? Ведь такое тоже возможно, поразмышляете на досуге.
Взрослые, если испытывают трудности в взаимоотношениях с девочкой, то могут принять во внимание следующие аспекты, благодаря которым вы с дочкой сблизитесь и улучшится взаимопонимание.
1.С дошколятами неплохо действует следующий прием. Берете ребенка за обе ручки, глядите ей в глаза, и говорите: «Ты наша любимая дочка, и папа тебя любит и я тебя люблю. Мы хотим, чтобы ты выросла хорошей девочкой. Это получится, если ты нас будешь слушаться. Если тебе что-то не нравится, и ты сердишься, ты нам скажи, вместе обсудим, все наладим». Некоторые дети при этом, как показывает опыт, прослезятся. Это значит, ваши слова затронули ее.
2.В 5 – 6 летнем возрасте начинают проявляться талантливые особенности детей. Понаблюдаете за дочкой: чем она любит заниматься частенько; в какие игры любит играть; о чем говорят ее рисунки; есть ли у нее хобби и т. п. Среди всего этого нужно заметить «содержимое». Кстати, ругань, и все прочее плохое постоянное, заглушают самобытность, оригинальность ребенка. В этом деле необходимо иметь сопровождающего лица, который будет помогать, поддерживать, поощрять девочку в развитии ее дарования, чтобы и дальше культивировать ее. Занимаясь с любимым делом самозабвенно, ей не захочется нарушать дисциплину.
3.Вечерами, перед сном многие папы и мамы читают сказки своим малышам. Выберите такую, в сюжете которой говорится о хорошем поведении, например, лисенок слушается маму-лису, зайчонок слушается маму-зайца. Подскажите, что будет с детенышами, если не вникнут в мамины слова? (Потеряются в лесу…) А обращаясь к своей дочурке, упоминаете: ты ведь тоже хочешь быть прилежной? Думаю, она скажет: «Да».
4. Ничто так хорошо не укрепляет семейные узы, как совместная игра родителей и детей. Вы можете играть в подвижные игры на спортплощадке, во дворе, на песочнице с ребенком, а в домашних условиях – настольные игры. Можно заметить, как охотно и с азартом они играют с родителями. Им это очень нравится. Во время игры укрепляется привязанность между вами, улучшается взаимопонимание. И это дает благодатную почву для хорошего поведения ребенка.
5. Бывает с детьми, когда они упорно не слушаются, не готовы воспринимать волнения и переживания папы и мамы, в этом ключе важно разъяснять малышке, какие чувства вы испытываете при ее капризах, при игнорировании ваших просьб. Очень уместно будет, если со стороны родителей звучат такие выражения:
- мы волнуемся за тебя, мы с папой хотим, чтобы ты стала хорошей дочуркой;
- мне досадно, когда ты ведешь себя плохо;
- я радуюсь, глядя на твои красивые рисунки.
Услышав ваши высказывания, малышка научится улавливать чувства близких и других людей тоже. Постепенно научится сопереживать, понимать состояние папы и мамы, т. е. развивается эмпатия.
6. С пятилетнего возраста на ребенка можно и нужно возложить посильные обязанности по дому: застилать постель, мыть посуду, вытирать пыль, поливать комнатные цветы и т. п. Эффективнее их начинать выполнять вместе с мамой, она показывает, что и как надо делать. Желательно, чтобы с ранних лет учились навыкам труда. Кто не приучен в малолетнем возрасте, те потом уже не захотят ничего делать, даже простые вещи по самообслуживанию. В пятилетнем возрасте довольно легко подражают большим. Не забудьте поощрять ее за проявленные усилия, например,
- я и не знала, что ты у нас трудолюбивая;
- папа обрадуется, увидев, что дочка начала помогать по дому;
- смотри-ка, как аккуратно получилось у тебя.
После всех этих методов у вашего чадо со временем появится понимание: важно то, что говорят родители, что они думают, а не то что-либо плохое. Ее мысли, фокусируясь на положительных моментах, в дальнейшем выведут ее на нормальное поведение. Но над этим немного надо потрудиться.