Новое исследование оценило реальное количество смертей, произошедших по вине COVID-19 в России в разных регионах страны. Заодно учёные представили новую методологию, которая поможет получить более чёткое представление о пандемиях, которые могут произойти в будущем.
То, сколько жизней было потеряно в результате пандемии COVID-19, имеет решающее значение для будущих эпидемиологических и политических решений, уверены учёные. Ведь более точная оценка "пандемийной" убыли населения позволит оценить и правильность действий властей и органов здравоохранения, поможет смягчить продолжающееся воздействие COVID-19, позволит восстановить и, если нужно, изменить системы здравоохранения после окончания пандемии.
Однако провести правильную оценку действительно сложно. В основном из-за неполных или неадекватных регистрационных данных, трудностей с определением основной причины смерти человека и проблем с отслеживанием косвенных последствий болезни.
Это актуально для многих стран мира, но особенно актуально для России, где оценки смертности от COVID-19 показали высокую степень неопределённости. При этом наша страна также привлекла международное внимание из-за особенно высокой смертности по сравнению с другими частями мира. Мы шли в начале печального списка ВОЗ.
Группа исследователей, работавшая под руководством Международного Института анализа прикладных систем (IIASA), провела самый подробный на сегодняшний день анализ смертности от пандемии в России.
Исследователи применили концепцию «избыточной смертности», которая рассматривает разницу между фактическим числом смертей и тем числом, которое можно было бы ожидать, если бы пандемии не было.
В отличие от других показателей, избыточная смертность включает случаи смерти, которые могли быть вызваны ограничением передвижения (недостаток физической активности может приводить к смерти, так же как и невозможность посетить узкого специалиста), отложенными операциями и так далее. Это даёт гораздо более полную и надёжную оценку.
Команда использовала последние данные Федеральной службы государственной статистики России и рассчитала избыточную смертность для России и её регионов на 2020 и 2021 годы, а также на 2020 год, оценив смертность по возрасту, полу и проживанию в сельской местности.
Получилось, что только за два первых года пандемия унесла более миллиона жизней россиян. Согласно официальной статистике, которая может быть занижена необязательно намеренно, а в силу вполне объяснимых обстоятельств, умерших от коронавируса в России порядка 392 тысяч.
"У ряда исследователей из России и за её пределами были более или менее схожие оценки, — говорит Сергей Щербов, ведущий автор исследования и участник программы IIASA «Население и справедливое общество». — Однако благодаря передовой методологии прогнозирования населения и программному обеспечению, которые мы разработали в IIASA, мы смогли сделать отдельные прогнозы [по убыли] населения для всех регионов, [дополнительно] разделив городское и сельское население, а также различные группы по полу и возрасту. Получилась очень подробная оценка избыточной смертности от COVID-19 в России и её регионах".
Один из основных выводов учёных: разные регионы страны сильно различались по уровню смертности.
В 2021 году избыточная смертность, выраженная в процентах от ожидаемой смертности, на региональном уровне колебалась от 27% до 52%. При этом в городах дела обстояли хуже, чем в селе.
Исследователи предполагают, что дело не только в плотности населения. Этому способствовали "социокультурные, экономические и, возможно, географические различия".
Так, на Северном Кавказе, где была зарегистрирована высокая избыточная смертность, многие живут большими семьями вместе со своими детьми и потомками, объясняет Далхат Эдиев, соавтор исследования. Такая традиция могла способствовать более высоким потерям.
И, наверное, самый печальный вывод исследования. Учёные определили значение нового показателя под названием "средняя продолжительность оставшейся жизни умерших". Оказалось, что для России человек, умерший из-за пандемии в 2020 году, в противном случае прожил бы в среднем ещё целых 14 лет.
«Это открытие опровергает широко распространённое мнение о том, что избыточная смертность в период пандемии была сосредоточена среди тех, у кого осталось несколько лет жизни, особенно среди женщин», — отмечает Сергей Щербов.
Статья авторов исследования с подробными результатами вышла в журнале PLOS ONE.
Мы пишем о самых выдающихся достижениях науки, суперсовременных технологиях и их внедрении в нашу жизнь, рассказываем о том, каким будет будущее человечества.
Если вам нравятся наши новости, подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки. Эти нехитрые действия помогают нам в развитии и сборе средств для финансирования проекта.
Также наши сообщества есть в Telegram, Twitter*, ВК, Facebook*, "Одноклассниках". Приходите, если вы бываете там чаще, чем на Дзене.
* заблокированы или запрещены в РФ.