Уже более 9 месяцев (279 дней) продолжается специальная военная операция Российской Федерации на Украине (далее – СВО). Граждане Российской Федерации о результатах её проведения получают информацию лишь через средства массовой информации, и, к сожалению, не только имеющих статус федеральных. Большой информационный поток в наше общество несут различные блогеры как через Интернет, так и через их производные типа WhatsApp. По-видимому, многие граждане России доверяют получаемой через них информации. Это подтверждает, например, такой факт, что после объявления Президентом РФ 21.09 сего года частичной мобилизации чуть более 400 тысяч россиян въехали в Республику Казахстан и 700 тысяч граждан России въехали в Грузию.[1] При этом спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил парламентарием разобраться с ситуацией, когда российским гражданам на границе с Грузией для въезда на её территорию якобы предлагается подписать антироссийские "документы".[2]
На фоне происходящих на Украине событий в СМИ активно муссируется вопрос о том, что все стороны конфликта (Украина, РФ, коллективный Запад) устали и было бы целесообразно начать разговор о возобновлении переговорного процесса. Эти вбросы идут целенаправленно, рассчитывая сформировать в гражданском обществе России мнение о необходимости возобновления переговорного процесса о завершении СВО именно в настоящее время.
В принципе, любой вооружённый конфликт между странами объективно завершается переговорным процессом, следовательно, и СВО, в итоге, будет завершена подписанием соответствующих мирных соглашений. Однако необходимо чётко определиться: с кем, на каких условиях и когда, должны быть заключены данные соглашения в интересах завершения СВО на территории Украины? Целесообразность чёткого формулирования ответов на эти вопросы и именно в перечисленной последовательности доказана течением событий, происходящих на Украине с 2014 года по настоящее время. Рассмотрим заявленную проблему в соответствии с перечисленной последовательностью.
Во-первых, с кем Российская Федерация должна вести переговорный процесс по завершению СВО на Украине?
Казалось бы, что ответ лежит на поверхности. СВО проводится ВС РФ на территории Украины, следовательно, и переговорный процесс необходимо вести с украинской стороной. Первоначально руководство РФ и пыталось действовать в рамках этой логики. В ходе СВО состоялось несколько раундов переговоров РФ и Украины по её завершению:
первый раунд. 28 февраля;
второй раунд. 3 марта;
третий раунд. 7 марта;
10 марта на уровне глав МИД.;
переговоры в видеоформате (16 марта глава делегации РФ Владимир Мединский заявил о том, что переговоры между Россией и Украиной продолжатся в формате ежедневной видеоконференцсвязи в целях «экономии времени сил и средств);
четвёртый раунд - 29 марта (Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились, что встреча делегаций пройдёт в Стамбуле. Заявления и действия сторон после раунда 29 марта: по завершении переговоров заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Фомин объявил: «В связи с тем, что переговоры по подготовке Договора о нейтралитете и безъядерном статусе Украины, а также о предоставлении Украине гарантий безопасности переходят в практическую плоскость, с учётом обсуждённых в ходе сегодняшней встречи принципов, Министерством обороны РФ в целях повышения взаимного доверия и создания необходимых условий для дальнейшего ведения переговоров и достижения конечной цели — согласование и подписание вышеуказанного договора — принято решение кардинально, в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях»;
22 апреля переговоры глав делегаций (22 апреля 2022 года главы делегаций России Владимир Мединский и Украины Давид Арахамия провели переговоры несколько раз за сутки).
Приостановление переговоров (17 мая 2022 года советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк сообщил — «На сегодня переговорный процесс приостановлен. После стамбульского коммюнике (прошло 29 марта 2022 года) каких-то изменений, продвижения вперёд нет». Со стороны России заместитель главы МИД Андрей Руденко отметил — «Нет, переговоры не продолжаются. Украина вышла фактически из переговорного процесса.[3]
Более того, украинская сторона однозначно определила, что она не собирается вести переговоры с Российской Федерацией. Так 30 сентября президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, в котором констатируется «невозможность переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным». Также в указе одобряется обращение Украины к НАТО с заявкой на вступление в альянс в ускоренном порядке.[4]
Пожалуй, срыв украинской стороной переговорного процесса с Россией по завершению СВО для нас – это положительный момент. Такая оценка вытекает из того, что Украина – безответственный переговорщик. Это подтверждает её подход к реализации минских соглашений: 5 сентября 2014 года в Белоруссии были подписаны первые Минские соглашения; 11—12 февраля 2015 года были подписаны вторые Минские соглашения.[5] Примечательно, что бывший президент Украины Пётр Порошенко в разговоре с пранкирами Вованом и Лексусом в ноябре сего года заявил: что ему «нужны были эти соглашения», чтобы «получить как минимум 4,5 года» на то, чтобы «сформировать украинские вооруженные силы, строить украинскую экономику и обучать украинских военных вместе с НАТО для создания лучших ВС в Восточной Европе.[6] О том, что президент Владимир Зеленский также не собирался выполнять минские соглашения свидетельствуют как результаты переговорного процесса в «Нормандском формате» (он начал участвовать в этом формате с декабря 2019 года),[7] так и его неоднократные заявления.
Почему в попытке организовать переговорный процесс между Россией и Украиной появилось столько неопределённости? Ответ можно найти в однозначной оценке Украины нашим Президентом, что она полностью потеряла свой суверенитет, а, следовательно, не способна принимать самостоятельно никаких реальных решений. В вооружённый конфликт Украина была втянута Западом как «анти-Россия» и выйти из него может только с его разрешения.
Из анализа реальных событий вытекает, что стороной переговорного процесса может выступать коллективный Запад раз именно он препятствует ведению переговоров Украины с Российской Федерацией. Рассматривая коллективный Запад как наиболее вероятную сторону переговорного процесса необходимо уточнить, что в данном конфликте он не выступает как монолитное целое, а существует чёткое разделение на две составляющие: ведущего – это США и ведомого – это ЕС и НАТО (без учёта США). Поэтому целесообразно рассматривать взаимодействие с ними по отдельности.
Казалось бы, территориально ближе к СВО – страны ЕС и штаб-квартира блока НАТО. Возможно с ними есть смысл вести реальные переговоры по завершению СВО на Украине? Однако при внимательном анализе социально-экономической и политической обстановки на Европейском континенте возникают сомнения в объективности такого вывода. Первый фактор, вызывающий сомнение – эти страны так же, как и Украина жульничают при осуществлении внешней политики. Например, 21 февраля 2014 года в Киеве при посредничестве России, Германии, Польши и Франции президент Украины Виктор Янукович и лидеры Евромайдана подписали соглашение об урегулировании политического кризиса. На следующий день оппозиция от выполнения соглашения отказалась, а Виктор Янукович бежал из страны. «Меня и весь украинский народ цинично обманули», — заявил тогда Янукович. От Европейского Союза Соглашение об урегулировании кризиса в Украине подписали: Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия Франк-Вальтер Штайнмайер, Министр иностранных дел Республики Польша Радослав Сикорский и руководитель департамента континентальной Европы Министерства иностранных дел Французской Республики Эрик Фурнье.[8] Второй фактор – это безнаказанные взрывы северных потоков 1 и 2 и безмолвная реакция стран ЕС (особенно Германии) на эту диверсию, энергетическая безопасность ЕС нарушена, экономика сыплется, высокотехнологичное производство перемещается в США, но все страны ЕС молчат и чётко выполняют требования США по экономической, военной и политической поддержке Украины. Практически страны ЕС по факту оказались также лишены суверенитета.
Остаётся надежда на целесообразность ведения переговорного процесса с США. За принятие такого решения – то, что в данной ситуации только США владеют полным суверенитетом, и, больше того, являются сувереном для всех выше рассмотренных стран. Против принятия такого решения тот факт, что США не утруждают себя выполнением международных договоров. Они чтут не международное право, а существующие правила, которые формулируют только они сами.[9]
Однако, из вышеизложенного можно сделать только один практический вывод: договариваться о завершении СВО на Украине могут лишь два реально суверенных государства – Россия и США.
Во-вторых, на каких условиях Российская Федерация должна вести переговорный процесс по завершению СВО на Украине?
Пожалуй, на этот вопрос на данный момент легче всего ответить.
Первое, должны быть полностью реализованы цели СВО, объявленные Президентом России 24 февраля 2022 года. При этом, говоря о демилитаризации, важно учесть, что Украина на данный момент перенасыщена различными видами вооружения, в вооружённых силах Украины и других её силовых ведомствах полно подготовленных НАТО военнослужащих, инструкторов стран НАТО, а также наёмников. Рассматривая вопрос денацификации, необходимо понимать, что сохранение фашистского режима гарантирует существующая структура власти и люди, обеспечивающие её функционирование. Все лица, причастные к ведению боевых действий на Украине (Президент Украины, весь состав правительства, агрессивная часть рады), должны быть подвергнуты суду. Под контролем России, США, Китая и Индии на Украине должны быть проведены независимые выборы, принята новая Конституция, предусматривающая без блоковый и безъядерный статус страны с ограниченным количеством вооруженных структур по типу ФРГ и Японии.
Второе, необходимо обеспечить реализацию предложений Российской Федерации, представленных ею в декабре 2021 года США и блоку НАТО в рамках проектов документов: Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности; Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического Договора (Тексты опубликованы на официальном сайте МИД РФ).[10]
В-третьих, когда, Российская Федерация должна вести переговорный процесс по завершению СВО на Украине?
Пожалуй, это самый важный вопрос, который не терпит отсрочки, так как гибнут люди, разрушается инфраструктура и экономика на территории Украины, нивелируются требования международного законодательства. И здесь вступает в силу закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны и Россия и США заинтересованы в завершении конфликта, с другой стороны, если Россия заинтересована в скорейшем его завершении, то США – в максимальном его затягивании. Что получает США при затягивании конфликта: ослабление России; ослабление ЕС; усиление своего экономического потенциала; безоговорочное доминирование во всех международных политических и экономических субъектах, типа ООН, ВТО, ВОЗ и т. п.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что только от России зависит реальное сокращение сроков завершения СВО с безоговорочным достижением объявленных ею целей. Это возможно лишь после тотальной победы России в этом вооружённом конфликте. США будут разжигать конфликт хоть до последнего украинца, хоть до последнего поляка... То есть до тех пор, пока не развалится Россия на части или, когда появится реальная опасность существованию самой США. Необходимо прекратить проявлять непонятную никому добрую волю при проведении СВО, как это было сделано под Киевом и Черниговом. Важно в течение зимы 2022 – 2023 годов уничтожить оборонный потенциал Украины, прервать возможность Запада вооружать Украину и поддерживать её экономически, заставить США почувствовать реальную угрозу своему беспроблемному существованию.
Все боевые действия необходимо завершить в феврале 2023 года, чтобы весной начать активно восстанавливать пострадавшие от действий украинских войск территории РФ, запустить процессы реабилитации и регенерации на всей остальной территории Украины (политические, экономические, социальные).
Необходимо чётко уяснить и не только нам, но и всему западному миру, что нам нужна, а нам нужна ПОБЕДА! Одна на всех – мы за ценой не постоим!
Алексеенко В. А. - полковник в отставке (выпускник военной академии имени М. В. Фрунзе, специальность: командно-штабная, оперативно-тактическая), доктор философских наук
[1] См.: Власти Казахстана рассказали, сколько россиян остались в стране после частичной мобилизации / https://www.gazeta.ru/social/news/2022/11/29/19146151.shtml (дата обращения: 29.11.2022)
[2] "Если это так и наши граждане подписывают этот документ, очевидно, это преступление. Надо разобраться с этим", - подчеркнул политик в ходе заседания в среду.
Володин процитировал пункты "документа", которые якобы предлагается подписывать россиянам при выезде в Грузию. Согласно им, выезжающий должен согласиться, что РФ - "страна-агрессор" и нарушила территориальную целостность Грузии, а также документально признать, что он осуждает действия России "против независимых государств".
"Это что такое? Может быть тем, кто подписал этот документ, хорошо, что уехал. За них держаться не надо. Они уже предали! Но им мы должны сказать: они совершили многократные преступления перед своей страной, народом. Если задумают назад возвращаться, будут наказаны", - заявил он. / См.: https://ria.ru/20220928/gruziya-1820060778.html (дата обращения: 29.11.2022)
[3] См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%83 (дата обращения: 29.11.2022)
[4] Зеленский подписал указ об отказе от переговоров с Путиным / https://kun.uz/ru/news/2022/10/04/zelenskiy-podpisal-ukaz-ob-otkaze-ot-peregovorov-s-putinym (дата обращения: 21.11.2022)
[5] См: Минские соглашения. Коротко о том, что это и зачем приняты / https://news.ru/world/minskie-soglasheniya-korotko-o-tom-chto-eto-i-zachem-prinyaty/ (дата обращения: 21.11.2022); Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, Второе минское соглашение / https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 21.11.2022)
[6] См.: «Как мы можем достичь мира? Поставлять больше оружия». Пранкеры разыграли Петра Порошенко.
Пранкеры Вован и Лексус позвонили Порошенко от имени бывшего посла США в России Макфола / https://www.gazeta.ru/politics/2022/11/17_a_15797209.shtml (дата обращения: 29.11.2022)
[7] Что такое Нормандский формат и почему он не работает? / https://mishabur.com/4215/chto-takoe-normandskiy-format-i-pochemu-on-ne-rabotaet/ (дата обращения: 21.11.2022)
[8] См.: Документ дня: Соглашение, которое потрясло мир
Виктор Янукович: Меня и весь украинский народ цинично обманули / https://lenta.ru/articles/2015/02/21/21feb2014/ (дата обращения: 21.11.2022)
[9] См.: Заявление Президента России в связи с односторонним выходом США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности / http://www.kremlin.ru/events/president/news/61271 (дата обращения: 21.11.2022); Президент США Дональд Трамп объявил о выходе страны из Договора по открытому небу / https://www.sb.by/articles/shag-k-propasti.html (дата обращения: 21.11.2022); США выходят из ядерной сделки с Ираном
/ https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5185833 (дата обращения: 21.11.2022) и т. д.
[10] См.: Текст российских проектов документов по обеспечению правовых гарантий безопасности со стороны США и НАТО
/ https://www.ng.ru/world/2021-12-17/100_docs17122021.html (дата обращения: 29.11.2022)