Найти тему
Елена Ашмарина

Что можно узнать на выставке Дали & Пикассо: мои инсайты и анализ стиля двух художников

Оглавление

25 октября я ходила на выставку частной коллекции Дали & Пикассо. Совпало, что это еще и день рождения Пабло Пикассо.

Билет на выставку Дали & Пикассо
Билет на выставку Дали & Пикассо

Мне любопытно все, что связано с искусством, без фанатизма, для расширения общего кругозора и вдохновения. Посмотреть что-то отличное от привычного, увидеть новую грань в работе и жизни.

Художники интересны как часть моды, часть культуры. И как персонажи со своим личным стилем.

О чем я не подумала и это стало инсайтом: выставка частного коллекционера и выставки художественных фондов и галерей – разные вещи. Смотреть частную коллекцию – это погружение в нефильтрованную системой коллекцию, мир другого человека. Конечно, здесь много личного вкуса владельца, а он российский бизнесмен, коллекционер и меценат Александр Шадрин.
Вход на выставку, сад им. Баумана, Путевой дворец Петра III.
Вход на выставку, сад им. Баумана, Путевой дворец Петра III.

Опыт интересный, но, наверное, фильтрованный мир пока мне ближе, безопаснее 😊

Что интересного открыла для себя:

– Очень хорошо запоминаешь, когда не просто читаешь книгу, а посещаешь выставку с экскурсией. Теперь биографии Дали и Пикассо, их характеры для меня знакомы и не забываемы. Это ценный эффект посещения.

– Разделять личность и работы. Можно восхищаться работами, но не понимать личность. Личностями они были своеобразными, даже немного "сумасшедшими", возможно, в жизни, они совсем нам не понравились.

– Фрейд и Дали связались теперь у меня в одну эпоху.

Время жизни Пикассо и Дали – это и время зарождения психоанализа. В работах Дали много про бессознательное и психику и все такое непонятное и пугающее своей необъяснимостью.

Венера Милосская с ящиками символизирующими, что человек - это сосуд. Сальвадор Дали, 1986 год, бронза.
Венера Милосская с ящиками символизирующими, что человек - это сосуд. Сальвадор Дали, 1986 год, бронза.

– Оказывается, смысл символов меняется со временем. Так, во время Пикассо сова была не символом мудрости, а невежества и слепоты!

А голубь не всегда был символом мира, таким смыслом его наделили в 1948. Голубь мира, оказывается, это рисунок Пикассо, он его сделал по заказу для Всемирного конгресса сторонников мира (но денег не взял), 1948 год. Пикассо, говорят, возмущался этому выбору. Он знал голубей с детства, они очень драчливые по природе и могут заклевать голубку…

– Пикассо дал денег на билет в Америку неизвестному тогда Дали. Став востребованным, Дали неосторожно высказался в адрес Пикассо. Дали сказал, что-то типа «Я так знаменит, что теперь сам Пикассо жалеет, что дал мне денег на билет». На что Пикассо обиделся и никогда больше не разговаривал с Дали (хотя тот почти сразу одумался, просил прощения).

– Есть гипотеза, что Дали – это реинкарнация Босха.

Из фактов:

– Сальвадор Дали и Пабло Пикассо испанские художники. Пикассо – кубизм, Дали – сюрреализм.

– Пикассо в раннем возрасте ходил по выставкам и всяким лабораториям смотрел, как тело человека подвергают манипуляциям (разделяют на части). Кубизм – представление тела человека как отдельных частей.

Серия "Воображаемые портреты", молодой Пикассо, Пабло Пикассо, 1969 год.
Серия "Воображаемые портреты", молодой Пикассо, Пабло Пикассо, 1969 год.

Д, Артаньян, Пабло Пикассо, 1969 год.
Д, Артаньян, Пабло Пикассо, 1969 год.

– Эпоха Пикассо и Дали – это кризис живописи. Реалистичные картины стали конкурировать с фотоаппаратом, художникам нужно было доказать, чем они «лучше». Появились новые направления в живописи, кубизм, сюрреализм – запечатлеть то, что не увидишь глазами.

– Сальвадор Дали дружил с Фрейдом, основателем психоанализа. Фрейд говорил, что в работах Дали больше психоанализа, чем во всей его многолетней практике.

Триумфальный слон. Сальвадор Дали, 1975 год.
Триумфальный слон. Сальвадор Дали, 1975 год.

– Выпускная скульптура Дали - Венера с ящиками. Эти ящики символизируют, что человек – сосуд. А еще места расположения ящиков похожи на чакры или центры, которые выделяют в теле человека.

– У Пикассо был не один десяток женщин, многие из них до конца жизни «бегали» за ним и даже кончали жизнь самоубийством. А еще он страшно не любил выбрасывать вещи и все собирал. Был суеверен.

– У Сальвадора Дали была одна женщина – Гала – она же Елена Дьяконова.

Стиль одежды Дали и Пикассо.

Про стиль одежды и влияние этих художников на моду ничего не было на выставке. От себя скажу, что работы Пикассо разлетелись по производителям тканей – из них получились эффектные принты.

Сальвадор Дали дружил с дизайнером Эльзой Скиапарелли, которые с Коко Шанель были врагами. Эльза сшила платье лобстер в дружбе с Сальвадором Дали (Дали нарисовал на нем лобстера), а у него был телефон—лобстер.

Телефон—лобстер, Сальвадор Дали. Телефон настоящий, говорят, звонит.
Телефон—лобстер, Сальвадор Дали. Телефон настоящий, говорят, звонит.

А еще логотип всем известной ромашки чупа-чупс – работа сюрреалиста Дали. Ну про кожаный ярко-красный диван-губы Дали вы, наверное, знаете.

Ромашка чупа-чупс дело рук Сальвадора Дали.
Ромашка чупа-чупс дело рук Сальвадора Дали.

Дали по стилю был настоящим драматиком, эпатажным испанцем. Он подчеркивал происхождение своими усами, любовью к оборкам. Носил леопардовое пальто, золотой жилет под костюм, эспадрильи с носками и длинные усы.

Пикассо была ближе натуральная эстетика, морской стиль. Его любимая одежда – тельняшка, берет (художника и революционера), голое тело, шляпы.

Стиль художников и женщины.


Несмотря на скромный кежуальный стиль Пикассо, он нравился женщинам. Его отношения с дамами были донжуанские.

Конечно, не только яркие мужчины привлекают женщин, но, безусловно, Дали был бы замечен первым.

Почему же Пикассо славится своими любовными историями, а Дали - нет?

Дело в том, что смотреть нужно не только на одежду, а на манеру ношения и поведение, то есть имидж.

Имидж у Пикассо был (при спокойном мягком стиле) далеко не скромный. Он носил рубашки на голое тело расстегнутыми, или вообще появлялся с голым торсом. Предпочитал шорты штанам и носил рубашку даже с короткими боксерами.

Пабло Пикассо в "голом стиле": боксерах и рубашке, застегнутой на одну пуговицу.
Пабло Пикассо в "голом стиле": боксерах и рубашке, застегнутой на одну пуговицу.
Пабло Пикассо в шортах, рубаке, шляпе-федоре и сандалиях.
Пабло Пикассо в шортах, рубаке, шляпе-федоре и сандалиях.

Дали, наоборот, при ярком стиле был спокойнее по манере ношения одежды. Его тело всегда плотно упаковано несколькими слоями одежды, его стиль - многослойность и закрытость.

Сальвадор Дали и многослойность. Закрытое тело.
Сальвадор Дали и многослойность. Закрытое тело.
Сальвадор Дали в костюме, плотно застегнутой рубашке, галстуке и пальто. Закрытые жесты - руки в карманы, скрещенные ноги.
Сальвадор Дали в костюме, плотно застегнутой рубашке, галстуке и пальто. Закрытые жесты - руки в карманы, скрещенные ноги.

Мои выводы стилиста:

– можно одеваться по-разному и стать знаменитым. Одежда не рецепт успеха, а способ донести свои ценности и идеи миру.

– Нет одного единственного рецепта стиля, который можно одеть и прославиться.

– Когда стиль одежды и личность дополняют друг друга, это помогает продвижению.

Пабло Пикассо носил графику в одежде, яркие вспышки цвета разбавляли однотонные вещи в светлых тонах. Его работы также были сочетанием простых фактур (как картон) и ярких красок, графики.

Пикассо в стиле кежуал, бежево-коричневая гамма: футболка, трикотажный лонгслив, брюки и лоферы.
Пикассо в стиле кежуал, бежево-коричневая гамма: футболка, трикотажный лонгслив, брюки и лоферы.

Дали рисовал много тонких линий, витиеватых. И в одежде выбирал фантазийный орнамент, а не прямолинейную графику.

Сальвадор Дали в бордовом пиджаке, жилетке, белой рубашке и ярком галстуке.
Сальвадор Дали в бордовом пиджаке, жилетке, белой рубашке и ярком галстуке.

– Яркий стиль Дали заметнее, чем натуральная эстетика Пикассо и для новичка сработает лучше.

– Смотреть нужно и на одежду и на имидж в целом.

У Пикассо при спокойном кежуал стиле был бунтарский донжуанский имидж. У Дали при яркой одежде и продуманном до мелочей стиле имидж был закрытым, отшельническим.

– Быть собой в стиле эффективнее в перспективе, чем подражать.

Черты стиля Пикассо и Дали:

Пабло Пикассо Сальвадор Дали
Сигара
Трость
Гладко выбрит
Закрученные вверх усы
Кепка, соломенная шляпа
Корона, боярская шапка
Рубашка на голое тело с шортами
Костюм с парчовой жилеткой
Мягкие ворсистые фактуры
Гладкие и выхолощенные
Матовость
Блеск
Графика, прямые линии
Фантазийные узоры
Стиль натуральный
– Стиль драма, фантазийный
Архетипы: Славный малый, творец
Шут, творец
Беж, синий, коричневый
Черный, золотой, бордо, белый
Имидж открытый, "Донжуан"
– Имидж закрытый, отшельник

Чей стиль вам ближе: Пикассо или Дали?

© Елена Ашмарина, имиджмейкер.

Я в ВК

Youtube

СНОБ

:—:

Телеграм канал

Телеграм личный

:—:

Моя помощь по стилю

Имидж агентство