Найти тему

Сай Твомбли

- А ну, поставь на место!

- Ой, это Твомбли?

- Ну а чьембли?! Конечно момбли!

Этой искрометной шуткой мы как бы даем понять нашему верному читателю, что сегодня нас ждет знакомство с чем-то большим и ярким. Встречайте одного из самых неоднозначных и, возможно, наиболее фундаментальных представителей современного искусства – американского художника и скульптора Сая Твомбли (1928-2011).

Сай Твомбли
Сай Твомбли

Акценты в творчестве художника менялись на протяжении почти 50 лет его активной деятельности, поэтому однозначно определить жанровую принадлежность работ Твомбли не так просто. Сай Твомбли раннего периода считается характерным представителем американского послевоенного абстрактного экспрессионизма. В эту пору на художника оказали серьезное влияние Джексон Поллок (в части художественного выражения) и Роберт Раушенберг (в части знакомства с тусовкой). В то время художник вдохновлялся античными мотивами и чаще прибегал к примитивизму в живописи, что шло вразрез с модными тогда в США тенденциями.

-2

-3
-4

Самобытность автора подчеркивается еще и тем, что в то время как многие именитые художники направились открывать и покорять Америку, сам Твомбли, напротив, перебрался в Европу. Это тяготение к европейским традициям находило свое отражение и в своеобразных картинах и рисунках художника, которые не воспринимались американскими мэтрами. К примеру, Дональд Джадд, посетив в выставку Твомбли в Нью-Йорке, дал его работам такую лестную оценку: «Какие-то брызги, капли и карандашные каракули, не имеющие никакого отношения к живописи». Директор Национальной портретной галереи в Лондоне Николас Каллинан объяснял такое неприятие шовинистической реакцией на экспорт искусства из «старушки Европы». В общем, Сая на родине не поняли.

-5
-6
-7

После переезда в Рим, античные мотивы в творчестве Твомбли усиливались, все дальше уводя его от эстетики чистой абстракции. Особое место в творчестве художника занимает граффити. Споры вокруг художественной ценности картин и рисунков Твомбли не утихают в узких кругах просвещенной высоколобой интеллигенции и связаны они, в основном, с его знаменитыми «каракулями». Твомбли мелкими штрихами, царапинами и мазками выводил на стенах и полотнах узоры, похожие на те неосознанные круговые каракули, что мы рисуем, когда, например, говорим по телефону. Эти линии выводят люди во всем мире, когда не задумываются над тем, что делают. Этот архетип рисунка объединяет разные культуры и поколения. Экспрессивные мазки, кляксы, пятна краски, «детское» интуитивное рисование усиливается профессиональным пониманием композиции и великолепной чувством цвета, отсылая нас к первобытному символизму и эмоциональному восприятию.

-8
-9
-10

Поздние работы Твомбли отличаются более яркой колористикой. В одном из своих интервью художник сказал: «Граффити обыкновенно является протестом – чернила на стенах – или же имеет другую причину для того, чтобы быть грубым или агрессивным». В его собственных картинах-граффити заключены «более сложные чувства, более замысловатые… более лирические».

-11
-12
-13

Работы Сая Твомби можно увидеть в Центре Помпиду (Париж), Музее современного искусства Hamburger Banhof (Берлин), Museum Brandhorst (Мюнхен), Музее современного искусства Donna Regina (Неаполь), Berardo Museum (Лиссабон), Музее современного искусства (Барселона), Тейт Модерн (Лондон), Музее современного искусства (Нью-Йорк), Национальной галерее искусств (Вашингтон).