Найти тему

Рой Лихтенштейн

В нашем «Уголке искусствоведа» отчаянно борются между собой две фракции: умеренно-консервативная, воспевающая классическое, камерное искусство, и оголтело-радикальная, которой подавай всякие новомодные штучки. Сегодня, к сожалению, победила вторая, поэтому речь пойдет о поп-арте и его ярком представителе Рое Лихтенштейне (1923-1997).

Рой Лихтенштейн
Рой Лихтенштейн

Говоря о современном искусстве, важно помнить, что основную, решающую роль в нем играет не мастерство художника, а исторический и культурный контекст, а также месседж, который посылается зрителю. Именно поэтому современное искусство часто, в лучшем случае, не понимается, в худшем — не воспринимается искусством как таковым. Пример Роя Лихтенштейна очень наглядно демонстрирует принципы действия и значение этого явления.

Из биографии дальше нам будет важен только один момент: Рой Лихтенштейн — профессиональный художник, получивший классическое образование в области изящных искусств в университете Огайо. Запомним, потом еще вернемся к этому.

Можно утверждать, что поворотный момент в творчестве Лихтенштейна, который вписал его имя в историю искусства, случился в начале 60-х. До этого времени художник шел традиционным для живописцев того периода путем и искал себя в экспрессионизме, кубизме, абстракционизме и т. п. Но именно в начале 60-х Лихтенштейн приходит к поп-арту. И вот тут важен контекст. В 60-е в США происходит бум массового потребления. Рекламная индустрия процветает, население молодо, активно, платежеспособно. И идея Лихтенштейна проста — показать массовой аудитории, что и искусство становится таким же коммерческим продуктом. Для этого художник разрабатывает свой узнаваемый стиль — использование или имитация промышленной печати. В основном, художник работал так: брал понравившуюся картинку из журнала или комикса, вырезал, проецировал на холст, обводил изображение карандашом, затем вносил некоторые корректировки в рисунок и раскрашивал его.

-2

Лихтенштейн хотел, чтобы его картины выглядели как напечатанные. Для этого он использовал только базовые типографские цвета, четкие черные линии и точки. Многие и думали, что это просто увеличенное изображение, однако художник создавал свои картины сам, вручную. "Эти картины должны выглядеть как фальшивка, и, думаю, мне это удается. Мне кажется, я не просто перерисовываю комиксы, а привношу что-то новое и в результате создаю произведение искусства", — говорил художник. Занятно, что этим же путем шел и Энди Уорхол в поисках своего индивидуального стиля.

-3
-4
-5

А теперь вспомним, что Рой Лихтенштейн — профессиональный художник со степенью в области изобразительного искусства, и к ярким, вычурным картинам с персонажами комиксов и рекламных плакатов его привел осознанный выбор (что далеко не всегда так в современном искусстве, вспомним хотя бы нашего старого друга Дэмиена Хёрста). Вместо того, чтобы стать одним из тысяч рядовых выпускников художественных училищ, Лихтенштейн предпочел, наряду с еще несколькими новаторами, дать возможность искусству говорить со своим зрителем.

Позднее, будучи уже известным и скандальным художником, Лихтенштейн написал серию картин на основе произведений Пикассо, Матисса, Ван Гога, Моне, Мондриана, которые, впрочем, тоже были восприняты неоднозначно — вплоть до обвинения в плагиате.

-6
-7
-8

Работы Лихтенштейна — это одна из попыток показать, что грань между высоким искусством и коммерческим стирается, и что теперь символизм и посыл, а также простота и доступность важнее формы и тонкости исполнения.

Посмотреть работы Роя Лихтенштейна можно, например, здесь:

Галерея Тейт Модерн, Лондон, Центр Помпиду, Париж, Музей Людвига, Кёльн, Музей современного искусства, Токио, Музей Стеделик, Амстердам, Национальная галерея Австралии, Канберра.

Много работ Роя Лихтенштейна находятся в частных коллекциях, но их часто экспонируют на выставках по всему миру.