Найти тему
На страже Родины

Минобороны РФ опубликовало документы, посвященные созданию легендарного авиаполка «Нормандия-Неман»

Министерство обороны России представило уникальные исторические документы, которые посвящены 80-летию создания легендарной авиационной части «Нормандия - Неман».

Советские и французские летчики эскадрильи "Нормандия — Неман". Архивное фото
Советские и французские летчики эскадрильи "Нормандия — Неман". Архивное фото

Военное ведомство запускает мультимедийный портал «Нормандия-Неман: в небесах мы сражались одних», который создан на основе документов из фондов ЦАМО Минобороны России. Здесь опубликованы архивные материалы полка с 1942 по 1945 годы.

Раздел открывается документами, которые посвящены созданию эскадрильи. В частности, публикуется секретное соглашение, которое подписано заместителем командующего ВВС РККА генерал-лейтенантом авиации Федором Фалалеевым и главой Военной миссии Сражающейся Франции бригадным генералом Эрнестом Пети. В документе указывается, что стороны договорились об отправке в СССР французской истребительной эскадрильи. Советское командование обязалось снабжать авиационное подразделение всеми необходимыми материальными средствами. Кроме того, в случае необходимости СССР обязуется предоставить дополнительный персонал, для того чтобы обеспечить «максимум успеха в боевой работе».

Лётчики «Нормандии — Неман» и советские пилоты обедают на полевом аэродроме Западного фронта РИА Новости
Лётчики «Нормандии — Неман» и советские пилоты обедают на полевом аэродроме Западного фронта РИА Новости

В конце ноября 1942 года 14 французских летчиков и 58 механиков из числа добровольцев прибыли на аэродром в Иваново.

Также было определенно название нового подразделения ВВС РККА - 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия-Неман». Согласно документам, название выбрано «В честь французской провинции Нормандия, которая более других провинций Франции пострадала от хозяйничанья немцев».

С французскими пилотами постоянно проводились занятия по таким дисциплинам, как «формуляр самолета Як-1», «конструкция самолета Як-1», «эксплуатация самолета и его ремонт», «эксплуатация мотора, его ремонт», «техническая терминология». Также велись занятия по физической и огневой подготовке, также ежедневно французские летчики изучали русский язык.

-4

В документах указывается общий налет каждого пилота на советских самолетах. В среднем на 15 января 1943 года на одного французского летчика приходилось более 770 часов налета.

-5

В разделе опубликован русский перевод письма, которое адресовано начальнику штаба ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Федору Фалалееву. В нем глава военной миссии Сражающейся Франции бригадный генерал Эрнест Пети благодарит советскую сторону за качественную подготовку французских пилотов.

Первый воздушный бой легендарная эскадрилья провела 5 апреля 1943 года. Эта воздушная схватка описана в телеграмме командира эскадрильи «Нормандия» от 6 апреля 1943 года. В ней сообщается, что сопровождая советские бомбардировщики, старший лейтенант Альбер Пресиози и младший лейтенант Альбер Дюран в бою сбили один Focke-Wulf 190 и подбили второй, который ушел со снижением высоты.

Кроме сопровождения советских бомбардировщиков и уничтожения вражеских самолетов-разведчиков французские летчики также проводили штурмовку наземных целей. В донесении № 21 от 7 мая 1943 года описан эпизод, когда французские истребители, выполнив основное задание, на обратном пути разгромили обнаруженного противника. В частности, там говорится: «При полете к цели и обратно производили штурмовку автотранспорта. В результате обстрела подожжены две деревни, в которых было скопление войск и автотранспорта. Уничтожено и повреждено до 30 грузовых автомашин, в том числе одна цистерна с горючим, которая находилась у загоревшегося гаража. В этих двух деревнях отмечено 400-500 солдат, из которых 50-100 убито».

Всего за годы войны летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» совершили свыше пяти тысяч боевых вылетов. В 869 воздушных боях они сбили 273 самолета противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, 83 летчика были награждены советскими орденами, а четыре - получили звания Героя Советского Союза. В личном деле Героя Советского Союза старшего лейтенанта Марселя Лефевра, в частности, говорится, что он в воздушных боях сбил лично 10 самолетов противника, в паре - один самолет противника и подбил два самолета противника. Французский офицер умер 5 июня 1944 года от ожогов, полученных им при посадке после выполнения боевого задания.

-6

Самым результативным французским летчиком стал Герой Советского Союза старший лейтенант Марсель Альбер. Так в его наградном деле говорится, что он с 15 марта 1943 года произвел 188 боевых вылетов, участвовал в 55 воздушных боях, в которых лично сбил 21 самолет и один подбил.

Памятник эскадрилье «Нормандия — Неман» в Иванове © souzveche.ru
Памятник эскадрилье «Нормандия — Неман» в Иванове © souzveche.ru

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ