Найти тему
Книжная аптека

Н. С. Лесков «Очарованный странник»: повесть о загадочном русском характере

Оглавление

Чтение Лескова – необыкновенное погружение в архаичный русский язык, в русскую жизнь второй половины 19 века, в русский характер.

Лесков написал повесть «Очарованный странник» в 1872- 1873 гг, после того, как совершил путешествие по Лажожскому озеру на Валаам и в город Корелу (ныне Приозерск). Это путешествие, его впечатления, встреченные люди натолкнули его на замысел истории о русском страннике-пленнике. Впервые повесть была опубликована в газете «Русский мир», в августе и сентябре 1873 года, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». Позже автор включил книгу в цикл «Праведники».

О чем повесть? Рассказчик встречает на пароходе незнакомца в рясе с внешностью былинного богатыря. Тот рассказывает заинтересовавшимся пассажирам свою жизнь. Вся повесть – это воспроизведение устной речи Ивана Северьяновича Флягина, или Голована, как прозвали его в детстве за слишком большой размер головы. Лесков воспроизводит не только манеру речи рассказчика, но и речевые особенности тех персонажей, которые появляются в его повествовании.

Жизнь его полна и испытаний, и лишений, и поступков, которые с точки зрения человека 20 и 21 века кажутся абсурдными, глупыми или жестокими.

-2

А начинается все с того, что в детстве он в шутку, нечаянно, засёк насмерть монаха, который позже в видении расскажет Флягину, что тот был «обещан Богу» своей матерью, а потому он обязательно попадёт в монастырь после всех уготовленных ему испытаний. И вот этот поступок – глупый и жестокий, как-то сразу настраивает многих читателей против героя повести. И все его большие и маленькие грехи выходят на первый план: и наказанная за птичек кошка, и слишком жестокое перевоспитание лошадей, и многоженство его в татарском плену, и, наконец, убийство Груши.

Только если начать перечислять беды и испытания Ивана Северьяновича, да его хорошие поступки, то список будет в несколько раз длиннее: безусловная его любовь к животным и любование ими: то голубям и голубяткам умиляется, то очарован красотой лошади, и готов даже под плети ради нее идти, то господ своих спасает, когда лошади понесли экипаж с обрыва. То без назначения оплаты крестьянам помогает лошадей на рынке выбирать, чтобы цыгане не обманывали их. Так как к лошадному делу у Голована особый дар был, то он, не жалеючи, раскрывает свои секреты барину, учит его разбираться в лошадях. И это мы еще даже до половины повести не дошли. Вот его некоторые жизненные принципы:

«А только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам»
«Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, – куда потом моя душа пойдет?»
«Совсем, мол, я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный, а я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»
«Я только одно знаю, что себя гублю, а зато уже других губить не могу, ибо от меня все отвращаются».
-4

А все дело в том, что хорошие поступки Ивана Северьяновича как будто сами собой разумеются, он сам не придает им какого-то особого значения, не считает себя лучше других людей. Ухаживать за кривоногой девочкой, утешать и беречь от огорчений Грушу, пойти в рекруты за чужого неизвестного ему сына, схоронить растерзанных татарами проповедников, спасти на переправе товарищей во время боя – все это естественно для него, так и дОлжно всегда поступать. Вслед за ним и читатель как-то перестает обращать внимание на все его праведные дела, на то, как он умеет доверять людям, жалеть их и отдавать свое последнее.

Больше того, Голован считает, что все хорошее делает он не своею волей, а Божьей и родительской: «Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал. – А чьею же?– По родительскому обещанию.– И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию? – Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.»

Голован и "магнетизер"
Голован и "магнетизер"

А вот малейший свой проступок, свои преступления он, как плетьми, запечатлевает на своей памяти и совести, всегда помнит о них и хочет искупить: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет… Мне за народ очень помереть хочется…»

Ну и, конечно, понятия Бога, веры, предопределенности начертанной судьбы – все это вело Голована по жизни. Как бы нелогична и непоследовательна была его жизнь, как бы непредсказуемы поступки, которые иногда объяснить невозможно, герой Лескова всегда ЗНАЕТ, что есть свет, который выведет его на правильную дорогу. Его душа, блуждая в потемках и в лабиринтах страстей, не мыслит себя вне своего народа и вне своей веры.

Не идеализируя своего героя, видя все противоречия его характера, Лесков все-таки любуется им – его богатырским сложением и неспешным рассказом, его детской наивностью и доверчивостью ко всем окружающим.

Мне кажется, замечательно сказал о Лескове Владимир Познер в своем интервью проекту «Книги моей жизни». Речь тут идет о «Левше», но все это приложимо и к повести «Очарованный странник»

«Сначала прочел по-английски: «Steel Flea» — «Стальная блоха», так называется. Сразу возник вопрос: зачем Левша ее подковал? (Корреспондент: Показал мастерство и англичанам утер нос!)
Познер: Здорово! Но зачем? Раньше блоха скакала, теперь блоха не скачет. Кто-нибудь мне может объяснить? Я обратился к папе, он отмахнулся. С тех пор много раз «Левшу» перечитывал. Вообще Лескова люблю. Великий писатель, я считаю, ему не воздают должного. В процессе размышлений я пришел к выводу, что это очень русская история. Умение потрясающее, а смысла никакого. Человек делает то, чего никто другой не сможет, но этого не надо. Вот что главное! Для меня эта фантастическая нелепость — символ того, что вообще происходит в России. Причем уже давно. Не уверен, что в разговорах о «Левше» возникнет тема, которую мы с вами сейчас обсуждаем. Не уверен, многие ли согласятся, что это и есть одна из уникальных черт русского человека. Более того, кое-кто объявит, что это русофобство. Какой же Лесков русофоб?! Поразительно, насколько точно, ярко — янтарно — он, ничего не называя впрямую, обозначил болевые точки национального характера!»

Читаете Лескова?

Осуждаете или жалеете Ивана Северьяновича?

  • Благодарю за ваш "лайк" статье, если было интересно. Ваши знаки внимания развивают канал и придают автору уверенности!
  • Приглашаю подписаться, чтобы не пропустить новое интересное о литературе, книгах и театре.
  • Заходите почаще, будем общаться