Ересь, она и в Африке - ересь.
В первой половине 4 века христианскую Африку потряс один из самых страшных расколов в Церкви. Нумидийский (совр. Алжир и Тунис) епископ Донат объявляет о том, что любые таинства должно совершать только праведным людям, приблизившимся к святости.
Пару слов надо сказать об историческом фоне это раскола.
В 303 году римский император Диоклетиан, совместно со своими соправителями, воздвигает новые гонения на христиан. Христианам на законодательном уровне предписывалось вернуться к старому римскому культу. Если христианин отказывался поклониться идолам, которые, по словам апостола Павла, "есть ничто", его ждала смерть. Конечно были те, кто дрогнув и не выдержав, отрекался от Христа принося жертву римским богам.
В 313 году Константин I Святой и его соправитель Лициний издают "Миланский эдикт". Согласно ему, на территории всей Римской империи запрещаются гонения и притеснения христиан. Принятие этого эдикта положило начало становления христианства государственной религией.
Важно отметить, что Константин не сделал христианство официальной государственной религией, он его легализовал. Государственный статус христианство получит при императоре Феодосии I Великом, пол века спустя.
Когда эпоха гонений прошла, перед Церковью встал вопрос, что делать с отрёкшимися? Помня о том, что и апостол Пётр трижды отрёкся от Христа (Евангелие от Матфея гл. 26 стихи 69-75), решено было всех отпавших от Церкви христиан принять обратно.
Однако были те, кто, впавши в ересь, по своему жестокосердию это решение не признавал. Как раз таким человеком был ересиарх Донат.
По его мнению, истинная церковь - всегда гонима светской властью, и если представители церкви вступают в отношение с государством, они лишаются права называть себя христианами. Все церкви, кроме Африканской, он считал нечистыми, недостойными общения и лишенными благодати. Этот раскол был назван по имени своего идеолога - донатизмом.
В этой статье я не буду рассматривать подробно учение донатизма, его историю и спор донатизма с Православием. А хотелось бы осветить порождение этой ереси - движение "циркумцеллионов".
Перевод этого длинного слова с латыни значит "бродящие вокруг сельских жилищ". Было у них и другое название - "агонистики", что по гречески "готовые к борьбе".
Впервые это явление описано у римского писателя Оптата из Милевы, бывшего также епископом. В своем труде "Против донатиста Пармениана" он рассказывает о людях, призванных на защиту здания, служившего донатистам "церковью". Как раз эти упомянутые люди и были циркумцеллионами.
По словам Оптата, люди эти раньше бродили по разным местам, вооруженные чем попало, подчинялись неким Аксидо и Фазиру. Требовали отмены всех долговых обязательств, избивали и грабили кредиторов и богачей (кто в глазах нищего оборванца- богач, это конечно большой вопрос). Словом, занимались самым обычным злодейством.
"Отнятые у кредиторов расписки возвращались должникам. Всякий, кто не обратил внимание на их суровые слова, после ещё более суровых побоев был вынужден сделать то, что они приказывали. Жилища тех невинных, которые им не нравились, они или стирали с лица земли, или сжигали огнём. Некоторых отцов семейств... едва живых уносили после их побоев..."
Испанский хронист 8 века Беат из Лиебаны, в "Толковании на Апокалипсис" пишет : "они из жажды мученичества совершают самоубийства, скитаются по провинциям, считая подходящим для себя обходить разные земли и осматривать гробницы святых словно для спасения своей души."
Блаженный Августин Иппонийский (годы жизни 354- 430), яркий критик донатистской ереси сообщает следующее : " Циркумцеллионы- это оскорбительное наименование тех, кто сам себя называет агонистиками... вообще же это жители сельской местности, которые не имеют определенных занятий и славятся насилием".
По сему видно, что движение циркумцеллионов возникло в сельских слоях населения и преимущественно состояло из пунийцев (народность, произошедшая от слияния автохтонного, местного африканского населения и пришлых финикийцев).
Эти люди, уже много веков жившие при римском владычестве и принявшие христианство, тем не менее, сохраняли языческие традиции и языческое миропонимание.
По мнению русского историка, Анатолия Алексеевича Спасского : "...в сердце африканских христиан жил карфагенский Молох (семитское языческое божество - прим. автора), требовавший человеческих жертв".
Что интересно, читая Евангелие, совершенно языческими глазами, в стихе - "Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны" (Евангелие от Иоанна, гл. 18 стих 11), они видели буквальный отказ от железного оружия. Поэтому вооружались дубинами и сельскохозяйственными орудиями.
Слова Доната и его последователей о мученичестве и аскезе нашли отклик в сердцах этих простых людей. Восприняв идею о мученической кончине, они искали смерти за Христа. Сложно понять, что святого в том, чтобы грабя путника на дороге, получить нож в живот. Но менее опасными они от этого не становились.
Вообще стремление к мученичеству и поклонение мученикам, можно назвать магистральной идеей этого движения.
Как пишет Анатолий Алексеевич Спасский : "Они любили собираться около мученических могил, справляли по ним тризну (общее понятие языческих похоронных обрядов- прим. автора), причем надгробные плиты служили им столами или алтарями. Эти выбеленные алтари указывают нам на древний семитский обычай, перенесенный финикийцами в Африку - совершать поминки на могилах предков..."
За мученическую смерть они даже считали самосожжение или прыжок со скалы.
Ранее упомянутый Августин сравнивает циркумцеллионов с монахами. Впрочем, не в пользу первых. Он пишет : "Пусть будут сопоставлены пьяные с трезвыми, безудержные с осмотрительными, бешеные с безобидным..."
Находясь в оппозиции Церкви, помимо грабежей мирян, славились своей жестокостью по отношению к священникам. Особенно их зверства были направлены против тех, кто сопротивлялся ереси Доната или вернулся из донатистского раскола в лоно Православной церкви.
" Некто Реститут был вашим донатистским пресвитером в округе Гиппона (Гиппон-Регий, город на территории современного Алжира). Когда он открыто и добровольно, осознав истину, перешел к миру с кафоликами ("кафолическая" церковь с греческого - вселенская. В русской православной традиции принят термин "соборная Церковь"- прим. автора)... ваши клирики и ваши циркумцеллионы похитили его из собственного дома. Его... привели в ближайший посёлок и по воле беснующихся избили палками..." - таким мерам воздействия подвергались православные, по слову Блаженного Августина. Известно, что на него самого была совершена попытка нападения, но ему удалось защититься.
В 347 году, при императоре Константе издается эдикт против ереси Доната. Их церкви предписывается передать кафоликам, их епископы изгоняются.
Это было своевременное и верное решение. Видя, каких масштабов достигают злодейства донатистов и их собратьев - циркумцеллионов, государь просто не мог бездействовать.
Окончательно ересь донатизма сходит на нет после арабского вторжения в Африку и исчезает со страниц хроник.
В конце хотелось бы подвести некую черту под всем выше сказанным.
Кем были циркумцеллионы в большей степени? Бродягами, получившими в свои руки идеологическое оправдание своих преступлений? Или фанатичными христианами, радикальным крылом донатистов, всей душой жаждущими мученического венца? Вероятно, в их рядах находилось место и одним, и другим. Первые получали возможность безнаказанно грабить мирный народ и жить, не зная нужды. Вторые - ощущение причастности ко Христу и его великим подвижникам, живя в аскезе и посте. Ясно одно: циркумцеллионы стали вульгарной и кровавой пародией на христиан.
В то время, пока они жгли и убивали, в римском Египте существовала их прямая противоположность - парабаланы ( с греческого "банщики"). Они шли в дома к больным, ухаживали за ними и облегчали их последние дни. Они тоже, как и их африканские "братья", стремились к мученичеству. Однако достигать его парабаланы собирались не через насилие и грабежи, а через помощь ближнему. Они не боясь, шли в очаг эпидемии, лечили, сами страдали и умирали в муках. Не берусь выносить окончательный вердикт, но мне кажется, милосердные и самоотверженные "банщики" были куда ближе к Богу, чем залитые кровью невинных варвары- циркумцеллионы.
Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.