ФГОС третьего поколения выдвинули новые требования к уроку технологии. Теперь курс технологии стал объёмным по содержанию. Он построен по модульному принципу: модули — это части структуры образовательной программы. Что они из себя представляют и с какими трудностями уже столкнулись учителя? Разбираемся вместе с учителем технологии Лицея №533 г. Санкт-Петербург Александром Сорокиным.
По ФГОС основные цели предмета «Технология» — формирование технологической грамотности, компетенций и творческого мышления, которые необходимы для дальнейшего научно-технологического развития.
Модульная рабочая программа по технологии включает инвариантные (обязательные) модули и вариативные. Учебные заведения вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для их освоения обучающимися. При этом учитывается возможности материально-технической базы и специфика региона.
Модули «Производство и технологии» и «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» существовали и раньше, но назывались иначе. Модуль «Производство и технология» — общий по отношению к другим модулям. Он вводит учащихся в мир техники, технологий, производства и знакомит их с основными понятиями, чтобы потом можно было их осваивать на практике в рамках других модулей.
Александр Сорокин, учитель технологии в Лицее №533:
Сейчас во многих школах на уроке технологии нет гендерного разделения. Теперь ученики в праве сами выбирать направления, которые им интересны. Например, есть парни, которым нравится готовить, и они с удовольствием изучают обработку пищевых продуктов. Однако этим дело не ограничивается: за учебный год ребята изучают несколько модулей. Поэтому я сразу говорю своим ученикам: «Если вы думаете, что до конца года будете только готовить и кушать, спешу вас огорчить».
Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» — здесь ребята учатся печатать элементы на 3D-принтере или фрезерном станке. Однако модуль ограничен по времени, а 3D-принтер и другое оборудование требуют значительных временных затрат. Принтер печатает достаточно медленно, потому что в школы обычно поставляется не самое совершенное оборудование. Одна деталь может печататься часами, в зависимости от сложности. Конечно, есть профильные учебные заведения, где принтеры вообще не выключаются, работают буквально сутками. Но это, скорее, исключение из правила. Из-за недостатка оборудования ребятам приходится выполнять задания по очереди. Получается так, что кто-то из учеников делает, а кто-то просто отсиживается.
Выполнять какие-то сложные технические задачи детям не по плечу — будем откровенны, тут даже не каждый взрослый справится. Например, своими руками вымпел можно смастерить за 15 минут, а чтобы выполнить эту задачу с помощью фрезерного станка с числовым программным управлением (ЧПУ), придётся потратить значительно больше времени. Понятно, что производительность принтеров и станков не играет особой роли, ведь основная цель — показать школьникам решение тех же самых задач другими способами.
Модуль «Компьютерная графика и черчение» заменил традиционные уроки черчения. Раньше они были рассчитан на 34 часа (один учебный год) или на 68 часов (два учебных года). За это время ребята успевали пройти полноценный курс. Сейчас же, на уроке технологии, чертежи необходимы для выполнения определёной задачи. Из-за того, что модуль ограничен по времени, полного погружения не происходит. Поэтому те школьники, которые поступают в технические университеты, по началу испытывают серьёзные трудности: в программах таких вузов обычно есть черчение и начертательная геометрия. В некоторых школах черчение до сих пор сохранилось, но в основном его повсеместно включают в уроки технологии.
Компьютерная графика чем-то похожа на черчение, только для этого требуется ещё и использование программ. Без компьютеров тут не обойтись, нужно переходить в компьютерный класс. В кабинете технологии в лучшем случае стоит один компьютер — для учителя. Объясняется это тем, что в классе просто нет дополнительного места. К тому же, при обработке различных конструкционных материалов на уроке технологии образуются древесная пыль, опилки, стружки, нитки и т.д. — всё это несовместимо с техникой.
Модуль «Автоматизированные системы» — здесь школьникам объясняют, что такое «автомат», «машина», «механизм», рассказывают, как устроены различные автоматические системы — холодильник, стиральная машина и т.д. Полученные знания ребята закрепляют на лабораторных работах. Роботы тоже относятся к автоматизированным системам, но сейчас их изучение выделили в отдельный модуль.
Модуль «Робототехника» был в некоторых школах и до этого — в виде дополнительных кружков. Ребята учатся конструировать, программировать и запускать роботов. Для этого нужны специальные конструкторы — например, «Лего». Опять же, не всем образовательным учреждениям это по карману: один такой конструктор может стоить 15-20 тысяч рублей.
Компания Modum Lab разработала набор цифровых материалов для преподавания модуля «Робототехника» на уроке технологии — Цифровые мастерские Modum CORAL. Собирать и запускать роботов можно прямо на компьютере, даже при отсутствии физического конструктора в классе.
Ещё два модуля — «Растениеводство» и «Животноводство» — являются необязательными. Их преподавание зависит от каждого конкретного региона. Только вот на олимпиадах по технологии вопросы про болезни животных и растений попадаются всем участникам, независимо от того, какие модули они изучали в школе. В таких олимпиадах принимают участие мотивированные дети, но даже им далеко не всегда удаётся набрать максимальных 25 баллов за теорию.
Технология — практико-ориентированный предмет.
Не менее 75% времени должно быть отведено на выполнение практических заданий и проектных работ. Вот только не всегда получается выполнить это условие. Согласно требованиям ФГОС, теоретическая часть каждого модуля должна быть изучена всеми обучающимися. Но модулей прибавилось, а количество часов на их изучение осталось тем же. Поэтому практике уделяется всё меньше времени.
Детям нравятся новые модули — особенно, когда это не просто лекция, а возможность что-то сделать самому.
Раньше в школах существовали учебно-производственные комбинаты (УПК) для старшеклассников. После окончания УПК многие ребята могли получить квалификационные разряды и трудоустроиться по этой специальности. Это хороший пример практико-ориентированных уроков. Жаль, что это осталось только в нашей истории.
Сегодня школьники опасаются идти на производство — переживают, что не справятся. Но долг учителя — научить их не бояться и предоставить не только знания, но и необходимые практические навыки. Педагоги в состоянии дать детям понимание, что сфера производства может быть интересной и приносить материальное благополучие. Проектную деятельность на уроке технологии можно сравнить с разработкой и презентацией бизнес-плана. Полученные знания, умения и навыки учащиеся смогут применить в будущем. К тому же, уроки технологии всегда позволяли учащимся раскрывать свой творческий потенциал. Трудно найти другой предмет в школе, где бы учащиеся практически делали что-то своими руками и проходили путь от идеи до воплощения.
Александр Сорокин, учитель технологии в Лицее №533:
В рамках новых требований ФГОС к предмету «Технология» оборудовать абсолютно все школы всем необходимым сложно. Поэтому образовательная программа или отдельные модули могут реализовываться на базе других организаций. Например, в рамках дополнительного образования детей, в Кванториумах или IT-кубах на основе договора о сетевом взаимодействии.