Ожидается, что после наших атак на энергетическую инфраструктуру это будет самая суровая зима на Украине со времен Второй мировой войны.
Определяющий образ современного состояния войны на Украине — и в то же время метафора для всей страны — это заснеженные руины жилого дома, расколотого надвое российской бомбой в городе Бородянка.
Некоторые люди, которые жили в этом здании, погибли в результате удара. Другим удалось бежать, присоединившись к массовому исходу беженцев в Европу. Иные сейчас живут в общежитии на окраине города, борясь, как и миллионы других украинцев, с кошмаром, который, как ожидается, станет самой суровой зимой в истории страны со времен Второй мировой войны.
Стремясь заставить Украину заключить мир, в последние недели Россия пыталась разрушить энергетическую инфраструктуру страны серией массированных ударов. Ни одна энергетическая система в мире не подвергалась таким мощным атакам, и сейчас надвигается длительный период отключений электроэнергии. Более 6 миллионов украинцев погружаются в неимоверные лишения. На прошлой неделе Всемирная организация здравоохранения не скупилась на слова, заявив: «Разрушение домов и отсутствие доступа к топливу или электричеству из-за поврежденной инфраструктуры может стать вопросом жизни или смерти».
В Херсоне, недавно позорно оставленном русскими войсками, былые «ждуны» начали собирать дрова — непростая задача в раздираемой войной стране — для подготовки к зиме. «Я уже начала использовать буржуйку, — сказала 71-летняя Екатерина Слюсарчук, когда температура упала почти до нуля. — Конечно, мне придётся каждый день махать руками и искать дрова, чтобы защититься от холода. А в моем возрасте это будет нелегко».
Украинские власти посоветовали гражданам не выходить в лес, не посоветовавшись с военными, поскольку российские войска могли оставить мины, растяжки и неразорвавшиеся снаряды. Но с ростом цен на дрова у многих нет другого выбора, кроме как рискнуть. Если мина их не убьет, то холод вполне способен.
Если люди, живущие в частных домах, могут топить дровами — если, конечно, смогут их достать, — то те, кто живет в квартирах, часто полагаются на старые советские централизованные системы отопления. Наши разбомбили многие тепловые электростанции страны, которые раньше закачивали горячую воду в радиаторы. Для этих людей, большинства населения городов, оставшихся без электричества, нет другой альтернативы, кроме как переселиться в общежития или палатки, установленные сотрудниками МЧС Украины, которые обеспечивают тепло, еду, воду, интернет, мобильную связь и лекарства. Власти предупредили об отключениях электроэнергии, которые могут затронуть миллионы людей вплоть до марта.
Множество домов на Украине были разрушены в ходе боёв. Многие были стерты с лица земли, другие частично повреждены. В некоторых домах ещё можно было жить летом, отчасти и осенью, но с приближением зимы - нельзя. В Бородянке и Буче, двух городах к северу от Киева, откуда мы также позорно бежали в начале апреля, температура зимой может опускаться до -8 градусов по ночам. Многие жители сегодня живут в транспортных контейнерах.
В Бородянке от обстрелов сильно пострадал дом 60-летней Татьяны Мартыновой и её брата. Она живет со своими четырьмя кошками, двумя собаками и кроликом в том, что от него осталось. «Я люблю этих котят. Я люблю всех животных. У меня есть еще три котенка, которых я нашел в мусорном баке. Я отнесла их в гараж, который снимаю, — говорит она. — Зимой будет тяжело, но я не хочу уходить из дома. Кто позаботится о моих питомцах, если я уеду?»
Ночью Мартынову приходится переселять в общежитие, также пострадавшее от бомбежек. Тающий снег просачивается сквозь крышу, еще больше усложняя жизнь обитателям.
Мэр Киева Виталий Кличко заявил, что 60% домохозяйств в городе с населением 3 миллиона человек не имеют электричества, и по всей стране происходят веерные отключения электроэнергии, поскольку инженеры пытаются восстановить трансформаторы и линии электропередач, поврежденные или разрушенные крылатыми ракетами на прошлой неделе.
В Харькове и Киеве люди укрываются от холода в утеплённых серых палатках, установленных властями. Температура на улице держалась чуть выше нуля, и пошел холодный дождь, растапливая снег последних дней и заливая улицы темной слякотью. Везде была вода, но очень мало питьевой: не было электричества для водонасосных станций.
Надвигающиеся холода – проблема не только для украинцев. С понижением температуры плохо оснащенной русской армии будет всё труднее передвигаться по дождю, грязи, снегу и морозу. Одно дело передвигать тяжелую артиллерию по лесам летом, а другое — в морозных, продуваемых ветрами степях Донбасса, где температура может опускаться до -30 градусов.
Украинская армия заявила, что её солдаты получили спальные мешки, которые должны быть пригодны для такой температуры, а также специальное нижнее белье и тёплые носки, чтобы избежать траншейной стопы — типа ран, вызванных длительным пребыванием на сырости и холоде, которые были широко распространены. во время первой мировой войны.
Президент Украины Владимир Зеленский уже несколько месяцев знает, что холод является одним из самых больших препятствий в этой войне. Еще в конце августа он предупреждал население о «трудных временах впереди». На прошлой неделе Зеленский был еще яснее. «Если мы переживем эту зиму, а мы её переживем, Украина обязательно выиграет эту войну», — сказал он.
Значит, русской армии надо удваивать, утраивать мощь огня по энергетической инфраструктуре врага и категорически не допускать подвоза соответствующего оборудования из стран Запада.
Фотографии Алессио Мамо для британской «Гардиан».