Найти в Дзене
Маятник Истории

«По засечке на трубке за каждого врага». История Сибирского шамана и снайпера Семена Номоконова, державшего в страхе гитлеровцев

Оглавление

Думаете истории про шаманов завораживают лишь впечатлительных людей, а боятся их те, кто верит в суеверия? Может так. Но жил в Советском союзе один «шаман», которого до ужаса боялись немцы.

Фашисты трепетали, услышав имя сибирского снайпера.

Эту историю лучше начинать с конца. Жил-был тихий, уже пожилой работник колхоза. Дело было в одном из селений Бурятского автономного округа. Скромному работяге приходить письмо. Обратный адрес – Гамбург.

А вопрос звучал так: «Молитесь ли вы за тех, кого сразил насмерть, и сделали на трубке засечку – знак еще одного убитого».

Та женщина потеряла на войне сына. Юноша оказался на территории России, но домой уже не возвратился.

Сельского жителя, на адрес которого пришло это странное письмо звали Семен Номоконов. В годы войны мужчина был снайпером. И не просто рядовым военным, а талантливым стрелком. Точными ударами он сразил 386 солдат и офицеров из вражеской армии.

Ветеран войны понимал, о чем идет речь. Он не оставил письмо без ответа. Но по своему обычаю выразился сдержано и кратко:

«Возможно, уважаемая женщина, что на трубке, которую я курил на фронте, была отметка и о вашем сыне — не запомнил всех грабителей и убийц, которые пришли с войной и оказались на мушке моей винтовки. Если бы своими глазами увидели вы, немецкие женщины, что натворили ваши сыновья в Ленинграде, прокляли бы их».

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. Такой логики придерживался снайпер Номоконов. Девять ранений и две контузии не изменили взгляды Семена Даниловича.

-2

Снайпер дошел до Кенигсберга, не расставаясь со своим оружием.

История будущего стрелка

Родился Номоконов в 1900 году в Забайкалье в небольшом селении. В тех местах охота для мужчин была главным и единственным занятием. Жили промыслом. Мальчика с детства начали готовить к главному занятию. В 9 лет Семен уже бывал с отцом на охоте в тайге.

Охотились как на крупных зверей, так и на мелкую дичь. Мальчишка учился оставаться тихим, незаметным и точно целиться. У охотника есть один шанс – а там уж либо попал, либо второй попытки не будет.

Молодой охотник быстро осваивал премудрости. Уже в юношестве парню дали грозное имя «Глаз коршуна».

Национальность Семена редкая – эвенк-хамниган. Эвенками называли тунгусов, а вот хамниганов многие исследователи выделяют в отдельную народность. Считается, что она вышла после смешения тунгусо-маньчжурских и бурят-монгольских племен.

На войне

На фронт Номоконов попал, уже будучи немолодым человеком. Ему на тот момент исполнился 41 год. На передовой пришлось осваивать новый тип «охоты». Приходилось целиться не по дичи, а по противнику – живому человеку.

-3

Но Номоконову посчастливилось проходить это путь с товарищем. Уже на фронте он повстречал земляка, который уже занял положение почитаемого снайпера.

Санжиев помог Семену понять, куда тот попал. На момент прихода Семена в армию, на счету снайпера было более двухсот сраженных врагов.

В первые походы Номоконов ходил со старшим, опытным товарищем.

Странности снайпера-самоучки

Буквально в первые недели другие снайперы заметили в Семене странности. Мужчина не признавал винтовку с оптическим прицелом. На дело он выходил только со старой русской «трехлинейкой».

Но в 42-ом Семена Даниловича все же убедили, что с винтовкой проще.

Помимо оружия, Номоконов неизменно имел при себе странного рода веревочки, тонкие шнуры, кусочки разбитого зеркала. На ноги мужчина подвязывал самодельные бродни, которые были сплетены из конского волоса. С такой обувью снайперу удавалось оставаться незамеченным и передвигаться абсолютно без шума.

Именно за этот комплект странных вещиц товарищи прозвали снайпера «Таежным шаманом».

Однако случайных и ненужных вещей у Семена Даниловича не водилось. Именно эти простые детали охотник использовал во время походов на зверя. Они позволяли обмануть животное. Теперь комплект помогал обманывать гитлеровцев.

Мастер маскировки

В истории встречается немало советских снайпер, отлично знавших мастерство маскировки.

-4

К примеру, Василий Зайцев, ставшим легендарным снайпером Сталинградской битвы, обманывал противника с помощью куклы. Враг полил по муляжу и тем самым выдавал свою позицию.

Но Семен Номоконов прятался так, что его не могли найти даже свои. «Таежный шаман» с легкостью перевоплощался в пень, валун и умел стать незаметным посреди просторного открытого поля пшеницы. В конце войны мастер превзошел сам себя, приняв вид сгоревшей трубы дома.

Повязка на глаз

Сперва боевые товарищи удивлялись, видя Семена Даниловича в образе пирата – с повязкой на один глаз. Но и это приспособление носило исключительно практичный характер.

Большую часть времени на позиции снайпер вынужден смотреть в прицел. Один глаз закрыт. Из-за этого нарастает напряжение. Повязка помогала снять чрезмерную нагрузку.

Слава по обе стороны фронта

Неуловимого и опасного снайпера знали и по эту, и по ту сторону фронта. Немцы его боялись до беспамятства. Гитлеровцы быстро поняли, что этот боец способен зацепить человека в укрытие, которое казалось полностью защищенным и скрытым.

После Великой Отечественной для Номоконова сражения не окончились. Он участвовал в войне против Японии.

Несмотря на известность, Номоконов был и остался скромным человеком. Свое дело не считал героизмом, а называл долгом перед Родиной.

После войны вернулся в совхоз. Работал до преклонных лет. Умер в возрасте 72 лет.

В 2010 году землякам снайпера отказали в присвоении Семену Даниловичу звание Героя России посмертно.

-5

Как вы думаете, почему страна так быстро забывает значимых людей и их поступки?