Здравствуйте уважаемые читатели. Я, скульптор Игорь Селиверстов, рад приветствовать вас на моем канале, посвященном истории и культуре Санкт-Петербурга - одного из самых красивых городов не только России, но и мира.
Возможно, кому-то это покажется банальным, но я все же хочу сказать, что огромную роль в облике Петербурга сыграла и продолжает играть скульптура. Сегодня я хочу предложить вам, отправиться в виртуальное путешествие по нашему прекрасному городу, увидеть замечательные произведения скульпторов прошлого, узнать историю их создания и, конечно, некоторые интересные подробности. А начать я предлагаю с
Петровских ворот Петропавловской крепости
Они являются не только старейшими триумфальными воротами нашего города, но и первым архитектурным памятником Санкт-Петербурга, украшенным скульптурными композициями.
Как известно, Петропавловская крепость, положившая начало городу Петра, была торжественно заложена 16(27) мая 1703 года на Заячьем острове. Ныне эта дата считается официальным Днем рождения Петербурга. Через год русская армия одержала первую значительную победу в Северной войне, освободив город Нарву, по сути, являвшийся древним славянским поселением.
Важность этой победы трудно переоценить, ведь всего за четыре года до этого попытка штурма Нарвы окончилась поражением.
В честь этой «славной виктории» Петр повелел архитектору Доменико Трезини возвести триумфальные ворота при въезде в Нарвскую крепость, что и было исполнено.
Государь остался настолько доволен выполненной работой, что в 1707 году приказал тому же Трезини: "В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским". Речь в указе шла именно о главных воротах в Петропавловскую крепость, которые необходимо было воздвигнуть между уже построенными к тому времени Меншиковым и Головкиным бастионами.
Летом 1708 года ворота, выполненные из дерева, были полностью готовы, и крепость получила первое архитектурное украшение, приводившее в восторг иноземцев. В 1716—1717 годах ворота были полностью перестроены в камне, но, по большей части, сохранили свой облик.
В первоначальном варианте ворота украшались девятью деревянными статуями.
Статуи апостолов Петра и Павла, в честь которых и получила название крепость, соседствовали с аллегорическими фигурами Веры и Надежды, а венчали все сооружение статуи трубящих гениев Славы.
До нашего времени сохранились только статуи Афины в нишах. Они выполнены намазным способом — путём нанесения на кирпичный каркас гипсового состава.
Появились они в 1730 году и были созданы русским скульптором, декоратором и резчиком Петром Федотовым.
В левой нише находится статуя Афины Полиады – покровительницы мирных городов.
В правой руке она держит змею - символ мудрости, а в левой - зеркало. Первое впечатление, которое создается при взгляде на эту статую, что красивая женщина любуется на себя в зеркало, но это не так. Зеркало она держит так, чтобы видеть в нем отражение протекающей за её спиной Невы и, соответственно, наблюдает, не приближаются ли по реке вражеские корабли.
В правой нише находится фигура Афины Паллады - богини справедливой войны.
Как и положено воительнице, она имеет полное военное облачение. Её голову украшает шлем, на котором примостилась саламандра – мифическое существо, не боящееся ни воды, ни огня. В данном случае она символизирует неприступность Санкт-Петербурга. Городу Петра не страшны ни враги, ни огонь, ни вода, никакие другие бедствия.
Центральную часть арки занимает уникальный барельеф из дерева весьма внушительных размеров 4,9 х 3,35 метра. Работа великолепного резчика Конрада Оснера
"Апостол Петр, низвергающий своей молитвой Симона-волхва".
По легенде Симон – волхв был главным духовным врагом всех апостолов и «родоначальником всякой мыслимой и немыслимой ереси». Прибегнув к помощи сил зла, он взлетел на небо, но был низвергнут на землю Апостолом Петром,и разбился насмерть, развалившись на четыре части. Нетрудно догадаться, что в данном случае нечестивый Симон - это никто иной как шведский король Карл XII, а низвергнувший его апостол - Император Петр Великий. Между прочим, падает нечестивец не куда-нибудь, а прямо на Петропавловский собор (тогда он выглядел именно так).
Ну и, конечно, нельзя не сказать о, пожалуй, главном элементе триумфальных ворот - горельефе двуглавого орла.
В течение 10 лет после постройки ворот на них красовался вылепленный из алебастра герб, раскрашенный «под дуб».
Нынешний горельеф, отлитый из свинца и весящий 86 пудов (1376 килограмм), появился в 1720 году. Автором его стал скульптор-литейщик Франсуа Вассу, который работал над отливкой и чеканкой более года. Раскрасили его творение живописец Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров летом 1723 года.
Интересным является тот факт, что орла не тронули даже в годы советской власти. Правда, тогда он был стыдливо задрапирован.
В заключение сегодняшнего рассказа, уважаемые гости моего канала, хочу пожелать вам всего хорошего и пригласить всех желающих заглянуть на сайт
«Творческая мастерская скульптора Селиверстова Игоря» и посмотреть наши работы.