#геостратегия
При описании жизненного цикла держав и империй моря, указывал, что изначально данные этнические системы живут в парадигме сухопутных народов, стремясь контролировать территории, а не потоки. Даже наличие морского побережья и развитое рыболовство мало влияет на характер. Переход на принципы морской державы, т.е. от контроля территорий и ресурсов к контролю движения потоков, транспортных коридоров и факторий происходит не сразу. Островные народы мало чем отличаются от прибрежных континентальных, ограниченных в развитии соседями. Далеко не все знают, но в ХVII века Латвия, точнее Курляндия, активно пыталась стать колониальной морской державой, основывая колонии на Тобаго (Карибское море) и в Гамбии (Западная Африка).
Эволюция островных народов в направлении морской державы начинается лишь после получения полного контроля над своим островом / группой островов, их освоения и всплеска пассионарности. Если последнего не происходит, то образ жизни консервируется. Столетия Япония захватывала земли айнов, не помышляя о морском расширении и торговле, какой смысл в дальних колониях, если в шаговой доступности расположены «потенциально свободные», не ограбленные территории. Когда возможности для привычного расширения заканчиваются, начинается поиск дальних колоний, с которыми невозможно установить привычной связанности, что в свою очередь опосредует изменение принципов.
Становление морских держав чаще всего начиналось с пиратства и/или дальних торговых походов, разница между этими видами деятельности всегда была довольно условна. Собственно, история заработка «первого миллиона» из большого капитала, практически всегда покрыта тайной и стыдливо прикрывается легендами и мифами.
В ближайшие 10-15 лет, после ослабления / ухода США на перезагрузку, страны Юго-Восточной Азии окажутся в очень плотном узле противоречий: Китай, Индия, Россия, США, Британия / Австралия, Япония, Корея, в разной степени будут бороться между собой, как по отдельности, так и в союзах, делая это на принципах сухопутных (вооруженная война) и морских (экономическая война) держав, кто-то лучше, кто-то хуже. Остальные страны окажутся перед выбором – обрести волю и сконцентрировать ресурсы для войн или стать полем битвы, по которому туда-сюда бегают и всё вытаптывают «дикие мамонты». Если для Вьетнама вопрос понятен – борьба, то Индонезия, Малайзия, Филиппины и остальные неперечисленные страны региона скорее всего пойдут по второму варианту. В ближайшие 3-5 лет программа минимум для этих государств:
- ️создать / усилить армию и ВПК (текущее слабое положение показано на рисунке);
- ️взять под плотный контроль собственную территорию;
- ️усилить роль государства в экономике;
- ️достичь внутреннего единства элит, руководства и населения в части внешне и внутриполитического курсов.
Если не сделать последнего, то будут зазоры, в которые смогут влезть внешние силы. Кто с этим не справится, рискует столкнуться с попытками разделения / распада по национальному и/или религиозному признаку.
И, да, самым интересным полем битвы в мире в 2025-2050 гг. будет Юго-Восточная Азия, временное окно для Индонезии, Малайзии и т.д. невелико, да и условий для игр в многовекторность нет…
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2038