Найти тему
Аргументы недели

В России на базе «Сармата» планируют создать ракету против астероидов

Оглавление
   В России на базе «Сармата» планируют создать ракету против астероидов
В России на базе «Сармата» планируют создать ракету против астероидов

Стратегические ядерные силы (СЯС) развиваются по своим, заранее утверждённым планам. Важнейшей программой является создание боевого ракетного комплекса с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) «Сармат».

10 пусков обещали, а сколько выполнили?

В начале года РВСН анонсировали активную испытательную программу – 10 пусков МБР. При этом планировалось аж 5 пусков новейшей тяжёлой МБР «Сармат». А что из этого состоялось? Из 5 пусков «Сармата» пока состоялся лишь один, в апреле. Это единственное полноценное лётное испытание этой МБР на данный момент. До того было несколько бросковых испытаний с запуском первой ступени. И оно было полностью успешным. Но этого мало – для нормальной отработки комплекса, даже с учётом современных методов моделирования, только для стадии лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) нужно 4–5 пусков, а ещё сдаточные государственные испытания комплекса. Это ещё 2–3 пуска, включая и пуск на максимальную дальность. Но пока ничего нет.

При этом обещается в конце года постановка в Ужуре на опытное дежурство первого ракетного полка, точнее, его элементов. Обычно развёртывание шахтного полка МБР начинают с унифицированного командного пункта (исполинский цилиндр на подвесах, в специальной шахте) и 2 пусковых установок, на них «отлавливают» неполадки, и дальше развёртывают до штатных 6 или 10 пусковых. Работы в этом полку идут активно, и, вероятно, мы услышим об этом событии. Но как можно ставить на дежурство то, что летало 1 раз?

Вывод – испытания будут проводиться уже на базе серийного полка. К тому же была информация, что с испытательного полигона возможности «Сармата» нормально не проверишь. По сути, под него создают новую испытательную трассу на юге. Но 4 пуска в этом году точно можно не ждать, а вот 1 – весьма вероятно. Так что программа затянется, при этом комплекс уже выйдет на стадию серии и опытно-боевой эксплуатации, не будучи испытан, – для наших РВСН ситуация непривычная, мягко говоря.

Надеемся, что ракетчики, промышленность и наука – справятся. Для производства этого огромного изделия массой более 200 т, несущего «более 10 т» боевой нагрузки, на Миасском ГРЦ им. Макеева пришлось создать целое производство. Ведь раньше там занимались только БР подводного базирования, а тут пришлось, по сути, воссоздать «декоммунизируемый» сейчас нашими ракетами «Южмаш».

Владимир Дегтярь рассказывает

Кое-что о «Сармате» рассказал в недавнем интервью генеральный конструктор и генеральный директор (уникальная в наше время ситуация – обычно эти должности разделяют сейчас) ГРЦ им. Макеева, создатель комплекса академик Владимир Дегтярь. По его словам, тяжёлая МБР глобального радиуса 15А28 «Сармат» уже поступила в серийное производство. Но непонятно, речь о всём комплексе, только о ракете или об отдельных элементах ракеты?

Упомянул он о глобальном радиусе изделия, завуалированно сообщив, что «ракета обладает возможностью поражать цели практически с любого направления подлёта к ним». Это возможно, если дальность 15А28 намного больше привычных для МБР 11–15 тыс. км – 18–20 тыс. км. В этом случае «попасть в Америку» изделие может не только «маршрутом Чкалова», через полюс, или «сбоку», но и «снизу» через Антарктиду. Сказано и о высочайшей точности ракеты. В частности, о том, что «бортовая система управления может корректировать траекторию полёта по спутникам ГЛОНАСС».

Также сообщается, что ядерные заряды для боевых блоков (ББ) «Сармата» создали в Снежинске, в РФЯЦ-ВНИИТФ. Какие это могут быть блоки и сколько их? Предполагается, что обычных неуправляемых ББ большой мощности он унесёт не менее 15. Договорных ограничений сейчас на это нет. В отличие от ракеты «Воевода», у которой имеется 14 ложементов, а ББ – только 10. Процитируем Дегтяря: «Сармат» оснащён специальными средствами, затрудняющими обнаружение его ББ при нахождении в атмосфере Земли и вне её. Эти меры, с одной стороны, позволяют обеспечить высокую точность наведения на цель. А с другой – не дают сделать точный прогноз траекторий для применения ударных средств ПРО».

Возможно, речь о том, что ББ комплекса априори будут не неуправляемыми, а управляемыми маневрирующими. Будет реализована так называемая «безавтобусная» схема разведения блоков. Обычные ББ нацеливаются и выпускаются на цель ступенью разведения по одному, как пассажиры из автобуса выходят на остановках. А управляемые – разбегаются сразу, как тараканы при включении света, уходя к своим целям. Уничтожить боевую нагрузку на этапе разведения становится невозможным – вместо минут проходят секунды, и ракеты уже нет. Только стая блоков летит в окружении ложных целей и передатчиков помех.

При этом академик уточнил, что на жидкостной МБР хватает и твердотопливных двигателей разработки ГРЦ – для чего они там? Если там есть ступень разведения, в одном из вариантов, то даже на твердотопливных «Ярсах» она жидкостная. Так удобнее, а твердотопливные двигатели-то зачем? Возможно, речь об импульсных двигателях коррекции для непредсказуемых маневров на этапе разгона ракеты, на «активном участке траектории». Или о двигателях, управляемых ББ, – точно пока никто не расскажет, остаётся предполагать.

Будут ли на «Сармате» планирующие крылатые блоки (ПКБ), такие как 15Ю71 на МБР «Авангард»? Считается, что да. И не менее 3–4, а то и 5 штук. Правда, они весьма габаритны, и столько может не влезть. В будущем, учитывая высокую «модульность» ракеты и способность её к модернизации, там могут появиться и другие ПКБ – именно они дают максимальные возможности по преодолению любой, самой немыслимой (у США такой нет и не будет, но мы обязаны рассчитывать на неё), ПРО и по нанесению максимально неожиданных и скрытных ударов.

Защитим не только Россию, но и человечество

Ну и, наверное, самое неожиданное из этого интервью с В. Дегтярём то, что он сообщил о проработке на базе «Сармата» противоастероидной ракеты. Высокая полезная нагрузка и прочие достоинства 15А28 позволяют создать мощный космический перехватчик с термоядерным трёхступенчатым зарядом очень высокой мощности, в десятки мегатонн. И атаковать им метеориты и астероиды размером до сотни метров в поперечнике. Именно такие сложнее вовремя обнаружить, а натворить дел они могут немало.

Вспомним Челябинский метеорит (точнее, метеороид) 2013 года. Тогда взрыв в плотных слоях тела диаметром 19 м и весом 13 тыс. т привёл к энерговыходу, как при термоядерном взрыве в полмегатонны. Хорошо, что не было погибших, только много раненых от осколков стекла – это потому, что рвануло на высоте порядка 40 км. А если бы он был больше и рванул на высоте 5 км – Челябинск и окружающие города просто снесло бы.

ГРЦ предлагает создать систему из нескольких ракет на дежурстве с выведенными в космос в так называемые «точки либрации» в 1, 5 и 150 млн км от Земли спутниками обнаружения и предупреждения и средствами оперативного управления. Есть у системы и достаточно ярко читающееся «двойное», то есть военное, назначение, но мы, пожалуй, не будем заострять на этом внимание. Даже ядерному космическому буксиру «Зевс», активно разрабатываемому в России, тоже при желании можно найти и военное применение. Мы живём в мире, когда нашей стране хватает угроз, куда опаснее астероидов, угрожающих всей планете. И потому, чем больше будет и «Сарматов», и другой техники стратегических и нестратегических ядерных сил – тем лучше. Надеемся и уверены, что 15А28 скоро продолжит испытания и вскоре успешно их завершит.