Найти в Дзене
Time Out

Мрачные тени и черный юмор. 8 причин любить Тима Бертона

Оглавление

Фото: Depositphotos

На днях на Netflix состоялась премьера сериала «Уэнсдэй», режиссером которого выступил всемирно известный макабрист и чудаковатый сказочник — Тим Бертон. Это первый опыт Бертона в создании сериала, который уже успел завоевать восторженные отзывы критиков и фанатов творчества режиссера. По этому поводу Time Out вспомнил, что так сильно привлекает зрителей в его работах.

Популяризация «второсортного» кино

Не секрет, что одержимость Бертона кинематографом началась еще в раннем детстве, причем с таких, как считалось, «второсортных» жанров, как фантастика, низкобюджетное приключенческое кино и фильмы ужасов. Уже во время учебы в Калифорнийском институте искусств молодой Тим снимет на 8-миллиметровую камеру свои первые фильмы: ими будут страшилки «Гибельный доктор» и «По следам монстра-сельдерея».

Эта страсть к сюжетам и персонажам не только фильмов категории «Б», но и, к примеру, готической и бульварной литературы перекинется и на будущую кинокарьеру Бертона — их элементы он будет вводить в студийное кино на протяжении всей своей жизни, начиная с «Бэтмена» и заканчивая «Домом странных детей Мисс Перегрин». Да что там говорить: в 1994 году Бертон снимет ленту, которая в каком-то смысле воспевает творческую свободу «худшего режиссера в истории» — одиозного создателя картонных ужасов Эда Вуда.

Кукольные мультфильмы

-2

Упомянутая выше любовь Бертона к низкобюджетному кино еще в детстве привела будущего режиссера к съемке собственных кукольных мультфильмов, вдохновленных анимационными чудовищами Рэя Харрихаузена. Все они теперь считаются утерянными.

Однако на протяжении карьеры Бертон неоднократно возвращался к анимации, создав одни из самых кассовых и любимейших мультфильмов в формате stop motion animation. Его «Франкенвини» и «Труп невесты» номинировались на «Оскар», а черный мюзикл «Кошмар перед Рождеством» стал настоящим детским guilty pleasure, пускай и слегка страшноватым, и запустил карьеру другого важнейшего мультипликатора Генри Селика («Коралина в Стране Кошмаров»).

Кошмарных дел мастер. Как снимает Генри Селик

Любовь к фрикам

-3

Практически все творческое наследие Тима Бертона посвящено фрикам тех или иных мастей. Более того, он один из немногих работающих сегодня в Голливуде режиссеров, который беззастенчиво и с неизменным упрямством выводит маргиналов и чудаков на первый план своих картин. Начиная с самых ранних работ, короткометражных «Винсента» и «Франкенвини», и заканчивая «Домом странных детей Мисс Перегрин», Бертон раз за разом рассказывает истории униженных, страждущих или терпящих неудачу героев-аутсайдеров, находя в каждом из них не только место для сопереживания, но и повод для настоящего гуманистического триумфа.

Неудивительно, что студия «Дисней», когда-то давшая от ворот поворот столь самобытному режиссеру, в итоге доверила ему ремейк своего классического анимационного хита «Дамбо» про слоненка с чересчур большими ушами. В этом контексте ничуть не удивляет, что сериал «Уэнсдэй» про мрачную девочку из странной семейки Аддамс решил снимать именно Бертон.

Уэнсдэй, Вещь и все-все-все: краткая история семейки Аддамс

Музыка Дэнни Элфмана

Дружбу с начинающим композитором Дэнни Элфманом молодой Бертон завел еще на съемках полнометражной версии приключений весельчака Пи-Ви Хермана, «Большого приключения Пи-Ви». Для обоих фильм был фактически дебютом в большом кино, и последовавший за выходом финансовый успех ленты определил их творческое сотрудничество на десятилетия вперед.

Именно мрачные и мечтательные саундтреки Элфмана к таким фильмам Бертона, как «Кошмар перед Рождеством», «Крупная рыба» и «Алиса в Стране Чудес», станут в итоге его визитной карточкой — за них композитор получит номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии.

Музыка нас связала: 5 великих тандемов режиссеров и композиторов

Черный юмор

Редкий просмотр фильмов Бертона обходится без улыбки — даже в самых мрачных своих картинах, вроде «Сонной лощины» или «Суини Тодда, демона-парикмахера с улицы Флит-стрит», режиссер находит место юмору, пускай местами и откровенно черному. Некоторые из его картин вообще целиком построены на этом характерном приеме. Например, ставший уже классическим «Битлджус», в котором супружеская пара привидений нанимает персонажа Майкла Китона, чтобы выгнать из своего особняка, оставшегося в мире живых, новых жильцов.

Лучшие роли Джонни Деппа

-4

Сегодня, когда карьера Джонни Деппа переживает упадок, становится все более очевидно, что свои лучшие роли, за исключением разве Джека Воробья, он исполнил именно у Бертона.

10 лучших ролей Джонни Деппа в гриме

Изумительный Эдвард Руки-ножницы, загадочный Икабод Крейн, чудаковатый Вилли Вонка и мстительный Суини Тодд — вы только вспомните, какие были времена. Даже позже, в 2010 году, имя Деппа гремело в связи с выходом «Алисы в Стране Чудес», где актер буквально исполнял свое альтер-эго — безумного Шляпника. Сумасбродный имидж Деппа во многом был сформирован безудержной фантазией Бертона, и кажется, лучшая возможность возродить карьеру актера — вновь сняться у Тима в кино.

Много Хелены Бонэм Картер

-5

Союз Тима Бертона с Хеленой Бонэм Картер ознаменовал поздний и самый успешный период в карьере режиссера. Начиная с ремейка «Планеты обезьян» и заканчивая «Мрачными тенями» (тоже, кстати, ремейком, но уже телевизионным) актриса не пропустила ни одной картины в фильмографии Бертона, во многом, как и Депп, став узнаваемым талисманом постановщика. Среди ее лучших ролей до сих пор вспоминается пекарша миссис Ловетт из «Суини Тодда» и истеричная Красная Королева из «Алисы в Стране Чудес».

Жаль, гражданский брак Картер с Бертоном распался в 2014 году, а вместе с ним прекратилось и появление актрисы в картинах бывшего партнера.

Эксцентричная аристократка. 6 лучших ролей Хелены Бонем Картер

Возвращение Бэтмена на большой экран

Удивительно, но именно фильмы Тима Бертона о знаменитом персонаже DC Comics, снятые им в конце 80-х и начале 90-х, вернули былую популярность Темному рыцарю Готэма и положили начало новой серии фильмов о Бэтмене на большом экране. Бертон, ни разу не фанат комиксов, наполнил свои экранизации атмосферой готики, футуристическими отсылками к творчеству Фрица Ланга и совершенно неожиданными актерами в роли антагонистов Летучей мыши.

-6

Мерзкий Пингвин, превративший Дэнни ДеВито в эмо-Квазимодо, обворожительная Мишель Пфайффер в роли опасной и обольстительной Женщины-кошки и выдающийся Джек Николсон, чей Джокер оставался лучшим кинозлодеем на протяжении двадцати лет, вплоть до выхода «Темного рыцаря» с Хитом Леджером.

Неудивительно, что после такого на студии Warner Bros. долго не могли удачно подступить к новым экранизациям, пока на помощь не явился Кристофер Нолан. Однако и по сей день многие постановщики ссылаются на бертоновские фильмы как на главный источник вдохновения для работы над новыми блокбастерами про супергероев.