Первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска был Успенский собор, заложенный по распоряжению Владимира Мономаха в 1101 г. мастерами из Киева или Переяславля.
Приглашаем на экскурсии по Смоленску и Смоленщине!
Следующая попытка начать монументальное строительство была сделана в 1140-е годы, когда Смоленск стремительно развивался, в городе прочно укрепилась княжеская династия.
Смотрите ЗДЕСЬ... интересную передачу на канале "Культура" с нашим гидом Морозовым Вадимом в "главной роли"!
В начале развития смоленского храмового зодчества местных мастеров не было, первые постройки производились черниговцами - об этом свидетельствует обилие клейм на торцах кирпичей. Но широкий размах, который приобретает каменное строительство в середине 12-го века, уже говорит о наличии собственных мастеров.
В числе первых возведённых храмов была перестройка (или достройка) Успенского собора на Соборном холме и строительство Борисоглебского собора на Смядыни.
Ни в Борисоглебском соборе, ни в церкви Петра и Павла, ни в церкви Иоанна Богослова нет значительных отличий от храмов Киева и Чернигова - это все одна архитектурная школа. Конечно, смоленские зодчие не копировали бездумно черниговские постройки, но все их архитектурные решения были в русле единого развития южнорусской школы.
Всё изменилось в 1180-х годах, но изменения были связаны не столько с новаторством смоленских зодчих, сколько с волей Великого князя Смоленского Давида.
Для постройки церкви Архангела Михаила на Свирском холме был приглашен полоцкий зодчий. Сходство собора Бельчицкого монастыря в Полоцке, церкви в детинце в Полоцке и храма Архангела Михаила в Смоленске не вызывет сомнения. Сейчас трудно судить о том, строил ли эти здания один зодчий, ясно одно - эти церкви относятся к новому для того времени типу торжественного башнеобразного храма.
Храм Михаила Архангела произвел на современников неизгладимое впечатление - об этом можно судить и по восторженному описанию в некрологе князя Давида Ростиславича, и по тому факту, что последовало многократное повторение его форм в более поздних смоленских постройках - соборе Троицкого монастыря на Кловке, церкви у реки Чуриловки и других.
Ообенностью смоленской архитектуры стало применение галерей и притворов. Исследователи считают, что этот прием получил развитие с 70-х годов 12 века, с церкви Иоанна Богослова с галереей, бесспорно спроектированной одновременно с основным храмом.
Количество памятников монументального зодчества 12-13 веков, выявленных в Смоленске, достаточно велико - есть бесспорные сведения о наличии не менее 30 храмов, построенных в этот период. Главный архитектурный ансамбль располагался в детинце на Соборном холме - здесь на относительно небольшой площади стояли Мономахов собор, маленькая бесстолпная церковь и княжеский терем.
Другой архитектурный центр находился на берегу Днепра, где в 60-х годах 12-го века был возведены княжеский храм Иоанна Богослова и немецкая божница, здесь складывался торговый центр города.
Позже там на небольшом пространстве были построины церкви Пятницы (покровительницы торговли), Николы Полутелого (патрон "плавающих и путешествующих"), Кирилловская (у устья Чуриловки).
Линия левобережных днепровских круч украсилась вереницей величественных храмов.
При подъезде по Днепру снизу, с запада, уже в 3.5 км от города стоял храм Троицкого монастыря. Далее, ближе к городу находился ансамбль Борисоглебского монастыря. Выше этих зданий располагался довор князя Давида Ростиславича с придворным храмом архангела Михаила. Здание михайловского храма было поставлено так продуманно, что даже и теперь, с ростом этажности городской застройки, подступающей к нему почти вплотную, храм по-прежнему господствует в широком городском ландшафте.
Таким образом при подъезде с запада путника встречал целый каскад архитектурных сооружений, как бы увеличивая размеры города.
С несколько меньшим размахом подобная композиция была осуществлена и с восточной стороны, вверх по Днепру, где стояли церкви на Окопном кладбище. на Малой Рачевке, а уже за 2 км от города путников встречал огромный храм монастыря на Протоке.
http://www.russiancity.ru/
Стремительный взлет смоленской храмовой архитектуры длился всего 40 лет... Ужасная эпидемия 1230 года, последовавшие затем радикальные изменения в политической жизни Смоленска его оборвали.