Всем, и особенно жителям страны с переходной экономикой, очевидно, что коррупция — одна из главных проблем нашего общества. К большому сожалению, даже среди граждан Казахстана достаточно много людей, убежденных в том, что основной вред приносит так называемая коррупция элит.
Каждый житель нашей страны, скорее всего, согласится с тем, что воровство на верхах и обогащение президентской семьи являются недопустимыми явлениями для развивающегося государства, однако, каждый ли понимает, как и какой вред приносит вся остальная коррупция, и что лично он может сделать для того, чтобы нанести по ней самый решительный удар?
Сегодня поговорим о том, откуда берется коррупция, как она поражает всю систему государственного управления и почему для Goszakup turaly так важна эта вечная проблема.
Коррупция — это инструмент, который, как любой другой экономический инструмент, имеет свои функции. Несколько основных: снижение издержек, очищение рынка от "лишних" игроков и стимулирование работы бюрократов.
Снижение издержек — это то, к чему стремится совершенно любой бизнес. Для предпринимателей, если наказание за дачу взятки не является совершенно неотвратимым, нет никакого смысла платить, скажем, пять тысяч долларов налога или штрафа, если можно заплатить тысячу в карман чиновнику и получить те же самые возможности для продолжения своей работы. На первый взгляд, такие условия являются выгодными для каждого из участников сделки: чиновник получает деньги, предприниматель решает свою проблему при меньших затратах и в обход бюрократической возни. Где же начинаются проблемы?
Во-первых, такой подход стимулирует снижение качества поставляемых услуг. Если с проверяющим работу чиновником можно договориться в обход закона, то становится необязательным, например, использование бетона удовлетворительного качества при строительстве. Как результат — небезопасное сооружение. Такая ситуация произошла в Корейской столице в 1995 году, когда ответственные государственные служащие за взятки допустили нарушение техники безопасности при строительстве, что повлекло обрушение торгового центра Сампун и 502 оборванные жизни.
Во-вторых, когда чиновник возмездно помогает бизнесмену получить нужное разрешение или избежать налогов и штрафов, государство недополучает значительную долю средств, которые должны были по закону поступить в бюджет. Что особенно проблематично, так это значительное сокращение налоговых поступлений именно со стороны наиболее обеспеченной части населения (поскольку они имеют возможность давать взятки). В Филиппинах, например, бедные платили вдвое больше налогов, чем богатые, а почти две трети импортируемых товаров совсем не облагались никакими налогами, что достигалось искусственным (то есть, имеющим место только на бумаге) снижением количества этих товаров. В результате такого расхождения импорта де-юре и де-факто местные производители оказываются в ловушке, поскольку им просто не выгодно пытаться конкурировать с нелегальным импортом. Не исключено, что и для Казахстанского предпринимателя подобная ситуация является проблемой.
Эта ситуация отсылает нас к другой функции коррупции, особенно интересной в контексте госзакупок — к очищению рынка от "лишних" предпринимателей. Когда чиновники и отдельно взятые представители бизнеса имеют налаженные связи, у них появляется возможность для незаконного "выведения из игры" конкурентов. Делать это можно многими различными путями — например, указывать квалификационные требования или прописывать слишком узкую техническую спецификацию. В предельном случае под суженные требования вообще подходит только один (тот, что поучаствовал в коррупционной сделке) исполнитель. Помните нашу недавнюю публикацию о закупке компьютеров в новых областях? Недовольство предпринимателей, потенциально способных исполнить госзаказ, кажется вполне оправданным, поскольку большинство прописанных требований могут быть связаны не с действительными нуждами министерства, а с "отбрасыванием" от госзакупки тех, кто в сделку не входил. Чем это чревато?
В первую очередь, низкой экономической эффективностью. Там, где не нужно конкурировать, нет нужды по наиболее низкой цене поставлять наиболее качественные товары и услуги. Фирмы, способные "завоевать" рынок без борьбы, не нуждаются в повышении производительности труда, они способны получать сверхприбыли на госзаказах и выстроенных связях с чиновниками.
Кроме того, подобное "очищение" рынка повышает издержки входа на него для новых производителей и создает неопределенность в экономике страны, а это — красный флаг для прямых иностранных инвестиций. Из-за коррупции экономика лишается предсказуемости, и даже если бизнесмен готов дать взятку сегодня, нет никакой гарантии, что завтра коррупционер не потребует вдвое большую сумму, которую затем снова увеличит. Прямые иностранные инвестиции, в свою очередь, являются одним из важных факторов экономического роста, и именно коррупция лишает страну одного из путей развития экономики.
Что касается коррупции как экономического стимула для чиновников, то здесь ситуация выглядит и вовсе абсурдной. Ряд исследований показывает, что в высоко коррумпированных странах некоторые услуги, которые входят в стандартные обязанности чиновников, невозможно было получить без предоставления взятки. Так, например, в Индии за получение водительских прав приходилось платить даже при успешной сдаче экзамена.
Помимо очевидной проблемы такого рода коррупции, состоящей в лишних расходах для граждан и бизнеса, а также заметной неработоспособности принятых законов, есть и другая — это затрачивает очень много времени менеджмента и бизнесменов на взаимодействие с чиновниками. В 96 году, в крайне коррумпированной в то время Украине, топ-менеджеры и владельцы бизнеса тратили до 30% всего своего рабочего времени на решение вопросов с государственными служащими (от пожарных и таможенников до связистов и кредиторов), что, несомненно, крайне отрицательно сказывается на прибыли организаций, а значит и на налогах и прочих поступлениях в казну.
Отметим, что все эти функции могут запросто выполняться в рамках одной и той же сделки, и что коррупция не может создавать только одну проблему — она всегда наносит комплексный ущерб всем и каждому.
Редакция Goszakup turaly хочет честности и избавления Казахстана от коррупции не из-за бесконечной принципиальности и озабоченности этическими вопросами, а потому, что хочет дожить до превращения страны в экономически развитое и богатое государство.
Коррупция влечет за собой не только упадок и отрицательный экономический рост, но и нечестный суд, слабую правоохранительную систему, авторитаризм и отсутствие элементарных гражданских свобод. Правителю, желающему установить абсолютную власть, достаточно всего лишь начать бороться с коррупцией в случайно выбранных регионах или сферах, чтобы заставить суды, полицию, прокуратуру и все другие органы государственной власти подчиняться его воле под страхом наказания за некогда совершенные противозаконные сделки. Казахстан видел это все 30 лет своей независимости, и Goszakup turaly видит свою миссию в том, чтобы сделать посильный вклад в изменение этой ситуации.
Там, где можно выбрать законный путь, выбирайте именно его. В стране, где не существует полного разделения независимых ветвей власти, добиться отсутствия коррупции сложно, но это не значит, что нужно отказаться от посильного вклада со стороны всех и каждого. Не меняйте краткосрочные выгоды на завтрашние нищету и бесправность.
Как обстоит дело с коррупцией в нашей стране по оценкам исследователей, скольких денег бюджет лишается из-за взяточничества и сколько тратит на борьбу с ним, поговорим в следующий раз.
#авторскаяколонка
Читайте нас первыми в Telegram, Instagram, Facebook.