Найти тему
РБК Черноземье

«Мы должны перейти на новый уровень взаимодействия общества и природы»

Андрей Иголкин (Фото: из личного архива)
Андрей Иголкин (Фото: из личного архива)

Депутат Липецкого городского Совета, координатор партийного проекта ЕР «Чистая страна» Андрей Иголкин рассказал о том, какие сегодня острые экологические проблемы существуют в стране, и как они решаются.

— В последние годы экология является одним из важных трендов во внутриполитической повестке России. Почему именно сегодня она становится темой номер один? Каковы, на ваш взгляд, самые острые экологические проблемы?

— В России уже не первый год идет активная работа в сфере экологии, в том числе природоохранной деятельности. Несомненно, эта тема — одна из самых важных аспектов нашего жизнеустройства, которая напрямую влияет на качество жизни населения. Поэтому сегодня так остро воспринимаются вопросы, связанные с экологическими проблемами. Особая опасность здесь заключается в том, что такие проблемы имеют накопительный эффект. Помните, когда еще в начале 90-х годов было решено отказаться от бумажной упаковки в пользу пластика ради сохранения деревьев, никто не задумывался, что через 20-30 лет в океане будут плавать огромных размеров острова из пластиковых отходов. Поэтому экологические проблемы уже невозможно замалчивать, так сказать «заметать под ковер», поскольку некоторые из них уже приняли масштаб даже не бедствия, а катастрофы не только на уровне отдельного государства, но и планеты в целом.

Для каждой страны характерны свои проблемы и методы их решения, и Россия в этом плане не исключение. В настоящее время, на мой взгляд, среди проблем экологии, требующих особого внимания, в современной России можно выделить: утилизация отходов и рекультивация мусорных полигонов; загрязнение атмосферы — это не только вредные выбросы промпредприятий, но и выхлопные газы транспортных средств; состояние почвы и воды. К сожалению, многие предприятия в угоду коммерческой прибыли хищнически вырубают леса, загрязняют реки и водоемы промышленными стоками. От состояния почвенного слоя и воды зависит качество продуктов, а значит и здоровье, и жизнь населения нашей страны. Плюс сохранение и преумножение лесов и биоразнообразия.

— Как бы вы охарактеризовали экологическую ситуацию в Липецкой области? Насколько она однородна, какие природоохранные вопросы наиболее актуальны для региона?

Как ни странно, загрязнение воздуха уже не самая острая проблема для Липецкой области, чем она была всего лишь несколько лет назад. Тогда регион входил в число лидеров по уровню загрязнения атмосферы. Своевременные меры и должные инвестиции позволили решить эту проблему.

Сейчас, как и во многих других регионах, на первый план выступает тема переработки и утилизации отходов, ликвидация полигонов и несанкционированных свалок, предотвращение попадания загрязняющих веществ в почву и воду. Причина этих проблем кроется: во-первых, в легкомысленном отношении общества и власти на протяжении нескольких десятилетий; во-вторых, несовершенство законодательства. В этих направления сейчас ведется серьезная работа. Меняется подход общества к пониманию важности проблемы, на уровне властей в плотной связке с общественными институтами прорабатываются различные законодательные инициативы.

— Липецкая область — промышленный регион. Что можно сказать о промышленной экологии? Насколько велика угроза загрязнения природы от промпредприятий? Какие механизмы регулирования в этой области реализуются в регионе?

— Для решения таких проблем сегодня создаются природоохранные, общественные организации и фонды. Они взаимодействуют с властью, активно участвуют в природоохранной деятельности. На уровне государства действуют весьма внушительные штрафы за нарушения в области экологии.

Кроме того, широкое освещение в СМИ и общественное порицание — все это тоже приводит к более осознанному отношению к окружающей среде чиновников, жителей, предпринимателей, особенно потенциально опасных предприятий. Такие меры стимулируют бизнес вкладывать средства в развитие современных экологически безопасных технологий.

Полезными являются площадки для взаимодействия предприятий, власти, контролирующих органов, политических и общественных институтов, где всесторонне рассматриваются различные проблемы, находятся новые пути их решения, перенимаются лучшие практики других регионов или стран. В том числе, такие форматы позволяют сразу рассматривать решение проблемы в финансовой плоскости, поскольку вопрос финансирования является «камнем преткновения» в решении многих задач.

— Вы являетесь координатором партийного проекта ЕР «Чистая страна». Много ли сделано в этой сфере за прошлые годы в регионе, и как лично вам видится дальнейшее развитие?

— Партийный проект ЕР «Чистая страна» реализуется в российских регионах относительно недолго, а накопительный эффект за десятилетия бездействия — колоссален. Поэтому говорить о каких-то серьезных сдвигах пока еще преждевременно. Но главное — начало уже положено. В наше время некоторые политики используют экологическую повестку как «оружие» в политических «играх». Несомненно, это неправильно.

Поиск максимально эффективных и наиболее оптимальных путей решения текущих экологических проблем в регионе совместно с федеральными структурами, общественными объединениями, населением и предпринимательским сообществом — является сегодня одной из ключевых задач в этом направлении. Все участники этого процесса, безусловно, имеют собственное видение решения проблемы. И им порой достаточно трудно прийти к единому знаменателю. Создать наиболее комфортные условия для всех сторон, сформировать общее понимание проблемы и путей ее решения — вот основная задача, которая сегодня стоит передо мной, как координатором партийного проекта.

— Три года в России действует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Как бы вы оценили ход реформы в регионе? Что еще не удалось в полной мере реализовать и почему?

— Проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в регионах страны существуют не один десяток лет. Сейчас с запуском мусорной реформы ситуация немного поменялась — появилась единая законодательная база, регламентирующая данную отрасль, сформированы общие подходы и принципы. Однако в большинстве регионов реформа по обращению с ТКО пока не дала ощутимых результатов. Среди причин — отсутствие необходимого финансирования на реализацию всех мероприятий программы, конкретного сценария для органов власти в части создания новой и реконструкции действующей инфраструктуры. Также нет четкого понимания по взаимодействию с населением и общественниками в решении тех или иных вопросов, а также конкретных решений по распределению полномочий и зон ответственности между всеми участниками рынка. Есть и так называемые правовые коллизии, когда одни нормы накладываются или противоречат другим. Эти и другие вопросы не позволяют быстро и эффективно решать накопившиеся проблемы в сфере обращения ТКО.

В том числе, одним из недостатков действующей системы сегодня является недостаточная ответственность региональных операторов при реализации программ. Например, нет четкого критерия инвестиционной нагрузки для решения вышеуказанных проблем: сколько средств регоператор обязан инвестировать в мусоросортировочные и утилизирующие технологии, в строительство новых полигонов и рекультивацию старых и т.д. Думаю, мы только в самом начале пути. Еще много работы предстоит всем нам: депутатам, исполнительной власти, общественности и бизнесу.

— Недавно вы как координатор ПП ЧС, а также как эксперт Фонда «Ресурсный центр — Арктика» приняли участие в работе комитета Государственной Думы по экологии. На какие темы были сделаны акценты? Какие решения были приняты?

— На заседании в Госдуме рассматривался вопрос о регулировании и оптимизации сферы обращения с особо опасными отходами. Проблем здесь много, в первую очередь, это отсутствие четкой нормативно-правовой базы, в том числе правоприменительной практики существующих законов и норм. К примеру, вопросом регулирования медицинских отходов сегодня занимаются сразу два федеральных ведомства. При этом 44-ФЗ не обеспечивает полного контроля за исполнением контрактов по утилизации таких видов отходов. Ответственность размыта, что зачастую приводит к противоправным действиям со стороны недобросовестных исполнителей. Плюс на сегодня в действующих нормативно-правовых документах нет четких критериев, что именно можно считать «медицинскими отходами». Так, даже поросль и деревья на территории медицинского учреждения могут считаться таковыми, не являясь ими по сути. Отсюда возникают расхождения в статистических данных, и как следствие отсутствие возможности прогнозировать и контролировать исполнение.

Еще один проблемный вопрос — утилизация батареек и аккумуляторов. Управляющие компании обязаны их принимать, но за чей счет будет создана необходимая инфраструктура, организована доставка до конечного пункта приема — не регламентируется. Соответственно интерпретируется в зависимости от добропорядочности и финансового состояния УК. Другой пример, у нас в стране до сих пор нет конкретной «дорожной карты» для населения и предпринимателей по сбору автомобильных аккумуляторов, которые являются практически единственным источником свинца для его дальнейшего использования в хозяйственном обороте страны.

Проблем достаточно много. Сейчас мы находимся, как ранее уже сказал, на самом начальном этапе этого сложного процесса — приведение в соответствие всех аспектов и сторон природоохранной деятельности государства. В перспективе решение экологических вопросов даст мультипликативный эффект для страны: здоровье и жизнесохранение населения, минимизация трат на последствия ликвидации техногенных происшествий, социальное благополучие. Со своей стороны, как депутат, координатор партийного проекта и как ответственный гражданин, приложу все усилия для того, чтобы мы смогли максимально быстро и эффективно перейти на новый уровень взаимоотношений между природой и обществом. Это наша страна, здесь живем мы, здесь будут жить наши дети.