Поговорим про популярность, и как она возникает. Почему одни объекты моментально становятся востребованными, а другие добиваются этого десятилетиями (часто безуспешно).
Фактически вся торговля – это история про ставки на товары, про умение предугадать спрос. Многие маркетологи уверяют, что они знают как это сделать. Не уверен.
Дорогая культура
Леонардо да Винчи создал свой «Портрет госпожии Лизы дель Джокондо» в 1505 году. На данный момент это самое драгоценное полотно в мире, которое застраховано на самую высокую сумму из всех произведений искусства.
К сожалению, большую часть своей жизни «Мона Лиза» считалась средненьким произведением. Почти через четыре столетия с момента создания ее оценивали в 90000 франков. Это много, но произведения других художников стоили в десятки раз больше.
Как многие знают, взрывную известность «Мона Лиза» получает после 11 августа 1911 года, когда происходит ее похищение (неудачное). Безработный итальянец Винченцо Перуджа крадет холст из Лувра, и ему даже несколько лет удается с ним скрыться.
В этот момент и происходит скачок стоимости. Французские газеты начинают раздувать произошедшее и описывать пропажу как чудовищную культурную потерю. Все бросаются нахваливать работу Леонардо, и вдруг выясняется, что она была просто гениальна.
И пока общество обсуждало украденное произведение, у вора исчезли всякие шансы ее продать. Это было слишком рискованно, и товарищ Винченцо решил попытать удачу в соседней Италии. При попытке вывезти полотно его и ловят.
«Мона Лиза» возвращается в Лувр, но уже в совсем другом статусе. Теперь она – спасенное достояние и бесценный элемент культуры.
В 1919 начинают появляться первые копии-пародии. Многим захотелось пошутить над загадочной улыбкой и всем этим раздутым пафосом вокруг произведения. Этим занимались и Сальвадор Дали, и Энди Уорхол.
Сегодня ее лицо можно найти везде – на подносах, майках, в мемах. Многие любят рассуждать про ее успешность, но мне кажется, любопытнее как раз тот ее период, когда она была не успешной.
Хаос не предсказать
Как часто объясняют успех того, что УЖЕ стало популярным. Выстраивают целые концепции и приводят аналитику. Мол, надо просто повторить вот такие действия, и то, что не пользовалось спросом, вдруг начнет.
Мечта многих – научиться успеху. Разобрать по косточкам что-то популярное, отыскать в нем какие-то уникальные характеристики, особые подходы создателя. Достаточно же будет просто повторить эту схему? Или нет?
Такие «провидцы» ссылаются на разные ретроспективные доказательства, обещают продвинуть продукт, но есть один нюанс. Очень часто большой успех товара складывается из многих совершенно незаметных и непредсказуемых факторов.
Конечно, удобно задним числом бить себя пяткой в грудь со словами: «я же говорил», но кто мог предугадать, что похищение «Моны Лизы» обернется невиданной PR-акцией и сделает из нее самую знаменитую картину в мире?
Влияние хаоса чертовки недооценено. Жизнь – это не бесконечное подбрасывание монетки, это колесо рулетки, которое вращается только один раз. Есть только одна попытка, и людям больно об этом думать.
Давайте попробуем все проанализировать, сопоставить причины и следствие. Это нам понятнее, чем пугающий хаос. Люди не хотят терять контроль. Нам проще жить, когда все можно объяснить. Так как-то спокойнее.
Удивительно, но один и тот же продукт может стать абсолютным хитом и полным провалом. Достаточно немного ошибиться с местом и временем.
«Бойцовский клуб» провалился в прокате, но стал культовым уже на DVD дисках. Концепция не поменялась, но попала в другую аудиторию , началась цепная реакция невероятных событий, и фильм, который все игнорировали, стал гимном «мужчин воспитанных женщинами».
В рулетке можно очень неудачно кинуть шарик, но, возможно, это и есть чей-то личный, очень витиеватый и совершенно непрогнозируемый, путь к успеху.