Найти тему
Культура Урала

Зачем народный хор отправляется в экспедицию?

Одним из способов пополнить репертуар для народного коллектива остаются фольклорные экспедиции. До сих пор в деревнях и сёлах можно услышать песни в аутентичном звучании, которые передаются из поколения в поколение.

-2

На Урале начало собиранию и изучению фольклора положил музыковед и фольклорист Лев Христиансен. В 1943 году на его плечи легло создание в Свердловске народного хора. Основой коллектива стали участники двух самодеятельных хоров сёл Измоденово Белоярского района и Покровское Егоршинского района Свердловской области. К ним добавились исполнители из села Катарач Буткинского района и Малая Лая Кушвинского района. Они стали основой Уральского народного хора.

Все артисты представляли разные певческие школы, каждая имела свою манеру пения. Через три года коллектив работал настолько слаженно, что был готов показать свою программу в Москве на сцене в концертного зала Чайковского.

-3

В первые годы экспедиции решали проблему репертуара. Христиансен отправлялся в отдалённые уголки Урала, изучал песенные и танцевальные традиции, обряды, особенности говора и манеры пения коренных уральцев. Аппаратуры не было, песни записывались на слух по камертону.

Лев Христиансен выезжал в экспедиции более 20 раз, результатом поездок стало около 40 тетрадей с уникальным песенным материалом – обрядовые, проголосные, свадебные, исторические песни. Самые яркие из них вошли в репертуар Уральского народного хора.

Продолжил дело учителя Владимир Горячих, руководивший хором в 1962–1976, 1986–1989 годах. Несмотря на то, что ему досталось богатое репертуарное «наследство», Горячих продолжил ездить в экспедиции.

-4

В последний раз участники Уральского народного хора выезжали на фольклорные экспедиции в 80-х годах ХХ века. Спустя почти 40 лет художественный руководитель коллектива Николай Зайцев отправился в село Катарач, чтобы продолжить собирать песенные уральские традиции.

Катарач является одним из центров певческой культуры на Урале. Здесь до сих пор сохранилось особое, «высокосное» пение, которое идёт от древних русских распевов. Песенные традиции передаются из поколения в поколение.

«Стиль катарачинских песенников был таким своеобразным, непохожим ни на что нам известное на Урале и вообще в России», – писал в своих воспоминаниях Лев Христиансен.

-5

Все результаты экспедиции тщательно фиксируются – материалы важны не только для пополнения хорового репертуара, но имеют и научный интерес. Место экспедиции, год записи, исполнители и их год рождения, название произведения, жанр и ситуация, когда оно исполнялось, взаимодействие внутри ансамбля. Нужны и комментарии к терминологии: здесь есть присказульки, собирохи и другие уникальные народные названия песенных жанров.

Не все собранные песни подходят для сцены. Какие-то так и останутся в архиве, но что-то будет доработано до сценического варианта.

-6

В учебных заведениях на отделениях народного хора и сольного народного пения и сейчас существует такой предмет, как экспедиционная практика. Но с годами находить песни в экспедициях становится всё сложнее. Старики уходят, молодёжь часто уже не знает сложные произведения, народные традиции теряются. В Свердловской области собирательской работой и научной деятельностью занимается Центр традиционной народной культуры Урала.

Текст: Валерия Костюник, фото: из личного архива Николая Зайцева, Уральского народного хора