Пожилой человек часто спит днем и бодрствует ночью. И при этом, как замечено, требует бОльших сил (да и навыков) при уходе, чем маленький ребенок. Ведь малыши в ответ за заботу радуют нас своей привязанностью и новыми успехами. Общение с тяжелобольным старшим родственником, наоборот, обычно расстраивает, когда мы в этой злой и резкой старушке (а психиатрические заболевания в старости искажают личность) перестаем видеть добрую бабушку, которая всегда утешала в трудный час. Кроме того, старому человеку, бывает, надо делать уколы, пересаживать его и перекладывать, что требует недюжинной физической подготовки.
Поэтому даже если повезло, и кто-то из родственников готов дежурить рядом с больным днем, душевно выкладываясь, читая книжки и ведя успокаивающие беседы, редко этого человека хватает еще и на ночные вставания раз в час, причинами которых часто бывают не только проблемы с мочеполовой системой, но и, как ни сложно это признать – обычные капризы. И очень скоро у такого поначалу самоотверженного ухаживающего запал пропадает и наступает выгорание.
Итак, как вовремя распознать это состояние выгорания, которое в дальнейшем может довести «до ручки» не только основного помощника по уходу за больным, но и всю семью?
- Близкий человек вызывает у вас уже не желание заботиться, а раздражение и агрессию (если вы больше не способны их сдерживать, значит, ситуация еще серьезнее). Утром вы с ужасом думаете о том, что вам придется провести с ним наступающий день, а навязчивые мысли о том, что в таком режиме придется прожить еще лет 10, вы тщательно отгоняете.
- У вас неожиданно появились серьезные соматические заболевания, которые требуют немедленного лечения и которые трудно (или невозможно) сочетать с уходом за престарелыми.
- Вы с грустью осознаете, что ваша карьера стремительно летит под откос, хотя вы-то знаете, что по своей основной профессии можете заработать гораздо больше, чем сиделка, коей вы сейчас, по сути, являетесь.
- Большую часть дня вы пребываете в упадническом настроении, часто плачете (теперь вам очевидно, какая печальная судьба ждет нас всех в старости!).
- Каждую свободную минуту вы пытаетесь поспать.
- Все остальные родственники настойчиво предлагают вас сменить, или же дать хотя бы кратковременную передышку.
- Тяжелобольной родственник перестал вас узнавать. По сути, ему уже все равно, кто будет рядом с ним в этот трудный жизненный период.
- Важные для вас социальные связи – отношения с близкими, друзьями, любимыми начали стремительно портиться. Вы чувствуете, что личная жизнь разрушается. И вы сейчас не в состоянии ее восстанавливать.
- Вы так и не научились грамотно осуществлять необходимый медицинских уход, что, конечно, вас очень расстраивает и вызывает чувство вины, но кто же, если не вы?
Конечно, это больно – признать, что в данной ситуации помочь вашему любимому, и, к сожалению, очень больному родственнику вы уже не способны. Более того, последнее время ваша героическая самоотверженность только разрушает вашу жизнь. Возможно, эта ситуация кажется поражением, а поражение всегда сложно принять. На самом деле, вы можете с гордостью признать, что уже сделали все, что могли. Вы вернули свой долг родному человеку, и теперь ваша помощь будет заключаться в следующем шаге – необходимо передоверить больного профессиональному помощнику, который сможет о нем позаботиться качественнее, чем вы. И это не значит, конечно, что ваше участие отныне совсем не нужно
В конце концов, основная работы сиделки – осуществлять уход и выполнять предписания врача. Вот пусть профессионал и ухаживает за больным постоянно, а вы можете приезжать в свободное время и поддерживать своего близкого морально: вести задушевные разговоры, держать за руку, читать ему любимые книги. Может быть, именно это и окажется для больного и для вас впоследствии самым важным. Такие моменты вы будете потом долго вспоминать. И лучше вспоминать о том, как dы любили и поддерживали своего близкого, чем о том, как вы в последние, быть может, месяцы его жизни несправедливо злились и раздражались на него просто из-за чрезмерных нагрузок и банальной, но невероятной усталости.