Найти тему
Любопытный Паганель

Почему разбить кувшин - больно, а белка - это плохо: Объясню аллегории и смысл символизма в рисунках прошлого

Раз сегодня я уже коснулся "мышиного" символизма, то продолжу про аллегории в изобразительном искусстве.

Товарищи, как скучно мы живём. Увы, канули в прошлое намёки и недосказанность...

Сейчас всё просто. Вот, юная дева на страничке инстаграма или тик-тока разместит фото и видео с собой. Власами мотнула, в душу призывно заглянула, а снизу подпись: ИЩУ СПОНСОРОВ💗🖤💛🍓.

И мы понимаем, что человек в поте лица зарабатывает себе на пропитание.

Раньше бы такое не прокатило, ибо предки мораль блюли!

Обратите внимание на гравюру, где современники увидят след. картину: хорошенькую девушку папаша не выпускает на дискотеку.

Но, не всё так однозначно. Это сюжет из "Кентерберийских рассказов", где дряхлому и немощному Январю, под его носом изменяют молодая и любвеобильная Май.

- Ну, и как мы могли это понят? - спросит читатель.

Обратимся к деталям.

Белка не только грызёт ядрачистыйизумруд, навещает пьяниц, но и захаживает к распутным женщинам, так как в Англии в Новое время она символизировала проституцию.

-2

Или ещё гравюра.

Сидите вы такой в 1773 году, чай с бергамотом пьёте, а в комнату заходит дамочка и заявляет:

"Разбил мой кувшин, так женись!"

-3

Страшно стало, мужики?

Всё просто - перед вами забавная картинка, чтобы развеселить английского обывателя. Который знал, что "pipkin" имел значение ещё и женских гениталий. Поэтому, "Crack a pipkin" (разбить кувшин) - означало лишить девственности. В любом случае поздравляю мужика с пополнением в будущем семействе.

👉 В античное время люди были простые и прямолинейные, ходили, светили гениталиями, рисовали, что хотели без всяких намёков и недомолвок.

Вот, мужчине на симпозиуме стало плохо, ему мальчик кратер (кубок для смешивания вина и воды) подставил.

Покутил человек около 480 г. до н.э.
Покутил человек около 480 г. до н.э.

👉 В Средние века начали крутить гайки, шаг влево-вправо - бан и инквизиция, поэтому аллегория прочно вошла в живопись. Тема настолько обширная, что по ней люди науки десятки монографий настрочили.

лезть в эти дебри у меня нет сил и времени.

Для примера несколько аллегорий:

Невинная дева протягивает средство от эректильной дисфункции единорогу с грустным рогом (как вы знаете, единорог зверь противный, к нам, людям греховным, не тянется)

-5

Всякое непотребство особо не нарисуешь, зато можно через моральные сюжеты, кому надо показать непотребство (читатель Саша сегодня его ждал).

Как вам "садик наслаждений", обнесенный стеной?

Типа, непросто любовнику попасть в сад госпоже-природе, где награда - любовь и мудрость. Типичная куртуазная фантазия оторванная от сеновалов и реалий.

Над дамами написано Венера, Паллада и Юнона
Над дамами написано Венера, Паллада и Юнона

👉 Особенно аллегория в живописи разгулялась XVI и XVII веках, когда появился новый жанр живописи - "ванитас" (лат. vanitas — «суета, тщеславие»). Эти натюрморты с черепом рисовались и пользовались спросом в Нидерландах.

Theodor Matham в 1622 году на своём товаре прямо написал "Vanitas", чтобы буржуа знали, что покупают
Theodor Matham в 1622 году на своём товаре прямо написал "Vanitas", чтобы буржуа знали, что покупают

К этому времени в Нидерландах расправила крылья буржуазия (наторговали, "напроизводили", надавали под процент). У некоторых жителей завелись денежки.

Если раньше картинами и гобеленами могла позволить украшать своё жилище только знать и монархи, то теперь набожные протестанты захотели и у себя что-то повесить.

А так как постером с Киркоровым в те годы еще не было, художники начали "под копирку" малевать философические и глубокомысленные натюрморты, полные аллегорий.

Суть посыла - Всё тлен! Жизнь коротка, всё эфемерно, не стоит рвать ягодичные мышцы ради удовольствий, смерть придэ порядок навэдэ.

Приходишь в гости, например, к Ван Бюрену, табачка покурить и за испанскую оккупацию погутарить, а на стене висит вот ЭТО:

-8

Каждый предмет имел глубокий символический смысл:

Череп означал неизбежную смерть.

Песочные часы или часы вообще напоминали о скоротечности жизни.

Зеркала значили тщетность бытия.

Увядшие цветы символизировали окончание жизни.

Моллюск напоминал о смерти.

Пустая корона напоминала человеку, что даже добившись могущества и власти, он уйдет в небытие и оставит корону пустой.

Игральные кости или карты говорили о бренности жизни, ложных целях, сделанных ошибках.

-9

Усиливали эффект изображения различные латинские надписи, которые любят "сотонисты", а унылые девы, чтобы придать себе загадочности, постят статусы в соцсетях:

In ictu oculi - в мгновение ока.

Aeterne pungit cito volat et occidit - слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон.

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum - всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей.

Nil omne - всё — это ничего.

Mortem effugere nemo potest - смерти никто не избежит.

📢 Понравилась статья? Аллегорически поставьте оценку и не символически подпишитесь на автора!

-10