Среди просвещенной общественности не утихают разговоры о том, какой, на самом деле, бессмысленной выглядит сегодня борьба тех, кто сделал свой очень непростой выбор, остался, продолжил бороться и потерял свободу. Кажется, что это было совершенно напрасно, что на свободе и в благоприятных условиях эти люди совершили бы много полезных дел, которые приблизили бы торжество добра. А сейчас они всех этих полезных дел совершить не могут, хорошо ли это и в чем тогда был смысл?
Это все, конечно, очень нехорошо, но смысл в этом совершенно определенно есть. И он очевиден, если мы вспомним про три основных инструмента, с помощью которых зло осуществляет свои намерения – то есть, про подкуп, шантаж и угрозы. Есть ощущение, что если ты, даже находясь на стороне света, поддаешься на какой-то из этих трех способов воздействия, то ты волей-неволей как бы «вписываешься» в систему зла, становишься его частью, то есть фактически начинаешь ему служить. Поэтому для людей, испытывающих такое ощущение, очень важно не поддаться на запугивания и угрозы, чтобы просто не чувствовать себя частью системы зла.
Само это противостояние, способность не обращать внимание на угрозы и опасность позволяет таким людям как бы полностью вывести себя из системы зла, оставить себя за его скобками. И теперь, что бы не происходило вокруг этих людей, они уже не могут быть причастными к чему-то не тому, их сторона не может вызывать никаких сомнений – они ее продемонстрировали, задекларировали, дорого заплатив за эту декларацию. Чем выше цена – тем меньше сомнений в принадлежности в определенной стороне и меньше двусмысленности в обсуждении мотивов твоих действий, потому что вряд ли кто-то пойдет на такое ради сомнительного успеха в не менее сомнительном будущем.
Вот эта декларация, эта демонстративная позиция и является таким смыслом – наглядным подтверждением тому, что есть силы, не желающие играть со злом в его игры и поддаваться его манипуляциям. Потому что именно поэтому зло и пугает – чтобы не дать этому демонстративному противостоянию шириться и развиваться, показывая, что со злом явно что-то не так. Без этого демонстративного противостояния зло может и не казаться кому-то таким уж плохим и жестоким, а кому-то может даже нравиться. А значит, у зла появляется возможность безнаказанно действовать дальше и наращивать обороты.
Так что любое, даже с виду вроде бы бессмысленное противостояние злу несет в себе огромный смысл – оно показывает, что даже в самой кромешной тьме есть искра света, что зло не всесильно. Оно показывает тем, кто страдает от действий зла, что есть возможность эти страдания прекратить, что не стоит с ними смиряться и не стоит поддаваться на манипуляции зла ради небольшого облегчения.
И да – эта демонстрация отвлекает и сильно раздражает зло, которое также при этом отчетливее ощущает собственную уязвимость и, как следствие, начинает слабеть и делать ошибки, становясь уязвимее уже по-настоящему. И каким бы сильным и мощным оно не было, эта демонстрация показывает, что всему рано или поздно может прийти конец – а значит, и злу тоже.